Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 623060, Свердловская область, Нижнесергинский район, пгт.Дружинино, ул. Железнодорожников 7а ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: На заседании Педагогического совета Заведующий МКДОУ детский сад № 52 МКДОУ детский сад № 52 _______________ Т.А. Королева Протокол № 1 от 29.08. 2024г. Приказ № 236 от 29 августа 2024г. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «ЧИТАЛОЧКА» 5-6 лет 2024 год Содержание 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 2. 2.1. 3. 3.1. 3.2. 3.3 Целевой раздел Пояснительная записка Перечень нормативных документов Цель и задачи программы Принципы и подходы в организации процесса Возрастная категория воспитанников Планируемые результаты Содержательный раздел Содержание образовательного процесса Организационный раздел Календарный учебный график Учебный план Организационно-педагогические условия образовательного Приложение 1.Рабочая программа Модуля №1 Приложение 2.Рабочая программа Модуля №2 I. Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка. Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, то есть имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма. Когда ребенок, не умеющий читать, идет в школу, обучение чтению становится для него сложной задачей. Потому что кроме приобретения этого умения ему нужно научиться в школе многим другим вещам. Малыш, умеющий читать, легче адаптируется к коллективу сверстников и контактирует с учителем. Можно уделить больше внимания другим важным школьным делам. Ребенок начинает практически пользоваться родным языком с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С началом обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове. В условиях современной системы дошкольного образования не всегда представляется возможным в рамках реализации основной образовательной программы ДОУ в полной мере способствовать воспитанию звуковой культуры речи дошкольников и формированию предпосылок овладения чтением и письмом в старшем дошкольном возрасте. Таким образом, реализация программного содержания дополнительной общеразвивающей программы «Читалочка» в процессе организации дополнительных образовательных услуг, будет способствовать решению поставленных образовательных и воспитательных задач в условиях пере наполняемости возрастных групп ДОУ, а также увеличения количества детей 1. старшего дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематические нарушения речи. 1.2. Перечень нормативных документов. Основной нормативно-правовой базой дополнительной общеразвивающей программы «Читалочка» являются: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». 2. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно – нравственных ценностей». 3. Федеральный закон от 24 сентября 2022г. № 371 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 5. Обновленный ФГОС дошкольного образования в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022г. № 955 (зарегистрирован в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264). 6. Санитарно-эпидемиологические требования - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г. 7. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022г. № 1028, зарегистрирован в Минюсте России 28 декабря 2022г. регистрационный № 71847) 8. Устав ДОУ 9. Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ детский сад № 52. 1.3. Цель и задачи программы. Цель программы: развитие звуковой культуры речи, формирование готовности детей к овладению грамотой. Задачи: 1. Развивать фонематический слух, слухоречевое внимание и память. 2. Закреплять правильное произнесение звуков. 3. Учить различать на слух сходные по звучанию согласные звуки (дифференциация фонем). 4. Развивать навыки звукового анализа и синтеза слогов и слов. 5. Обучать плавному слоговому чтению. 6. Развивать графо-моторные навыки. 7. Развивать способность к овладению вербальными коммуникативными средствами общения (выразительность, чёткость речи). 1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса. Важным условием организации развивающей деятельности является реализация дидактических принципов: 1. Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному»); 2. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников; 3. Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи; 4. Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей). 1.5. Возрастная категория воспитанников. Реализация программного содержания рассчитана на один год обучения для детей 5-6 лет. 1.6. Планируемые результаты. Результатом успешной работы по данной программе можно считать следующее: 1. Ребёнок имеет представление о классификации звуков ( гласныйсогласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой). 2. Делит слова на слоги, составляет слова из слогов, выделяет ударный слог в слове. 3. Проводит звуковой анализ слов разной слоговой структуры. 4. Понимает и различает понятия «звук» и «буква». 5. Умеет выделять первый и последний звук в слове, определять положение звука в слове. 6. Различает понятия «слово» и «предложение», определяет место слов в предложении, составляет предложения с заданным словом. 7. У ребёнка сформированы навыки овладения чтением и письмом. 8. Ребёнок владеет вербальными коммуникативными средствами общения (выразительность, четкость речи). II. Содержательный раздел. 2.1. Содержание образовательного процесса (формы, способы и методы реализации). Структура дополнительной общеразвивающей программы «Читалочка» представлена в виде модулей (разделов): Модуль 1: «Воспитание звуковой культуры речи». Модуль 2: «Формирование элементарных навыков чтения и письма». Каждый модуль включает в себя несколько тем, рассчитанных на один год обучения. Программное содержание образовательных модулей. Модуль 1 предполагает развитие слухового внимания, формирование фонематического восприятия и развитие слухового контроля. Знакомство детей со звуками и первичное знакомство с буквами, которые обозначают эти звуки. Определение места звука в слове. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Формирование правильного произношения новых звуков и их дифференциации. Модуль 2 включает в себя формирование способности детей к овладению навыками чтения, а именно: - деление слова на слоги; - составление предложения из двух-четырех слов; - разделение простых предложений на слова; - составление звуковых схем слов; - умение работать с кассой букв; – знать и называть все буквы алфавита; – выполнять звукобуквенный анализ слов; – пользоваться слоговыми таблицами. Формирование способности детей к овладению навыками письма, а именно: – овладеть позой пишущего человека; – ориентироваться на листе; – рисовать разнообразные линии; – дорисовывать начатые фигуры; – уметь печатать буквы разных размеров (крупные и мелкие), слова на листе в клетку; – уметь определять предложение по интонации (вопросительное, повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения соответствующий знак. Формы работы. Обучение дошкольников проходит в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела. Интерес к занятиям поддерживается разнообразием пособий, наглядного материала: цветные картинки, игрушки, реальные предметы и др. Обучающая деятельность требует от ребёнка большого умственного и физического напряжения, поэтому педагог не занимается с детьми одним типом заданий более 10 минут, прерывается на физкультурные разминки. Для развития слухового восприятия, внимания проводятся: 1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голос», «Найди пару», «Улови шёпот», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили?»; 2) воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я», Развитие фонематического слуха включает: 1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях: «Хлопни когда услышишь звук», « Определи место звука в слове»; 2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мною повтори» Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает: 1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем?», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»; 2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Весёлый поезд», «Пуговицы», «Пирамидка»; 3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот»; 4) составление условно-графических схем: «Телеграфист». При знакомстве детей с буквами используются следующие игровые упражнения: «Сложи букву», «На что похожа буква», «Посади букву в домик и прочитай слог», «Волшебное слияние букв в слоги», «Соедини шарик со слогом в домике», «Преврати букву», «Буква сломалась», «Сколько букв В в словах», «Обведи букву по точкам», «Найди букву и раскрась», «Соедини слоговые кубики, прочитай слово», «Прочитай слова и допиши пропущенную букву». III. Организационный раздел. 3.1. Календарный учебный график. Количество возрастных 2 групп Начало занятий 01.10.2022г. Период каникул С 30.12.2022г. по 09.01.2023г. Окончание учебного 31.05.2023г. года Продолжительность 32 недели учебного года Длительность занятий 25 мин Количество занятий в 2 неделю Объём недельной 50 мин нагрузки Дни недели, время ??? Суббота, воскресенье, праздничные дни – выходные. 3.2. Учебный план. Количество занятий Модуль Модуль №1 «Воспитание культуры речи» Модуль №2 «Формирование элементарных чтения и письма» Итого звуковой 32 навыков 32 64 3.3. Организационно-педагогические условия. 1. Детские столы – 3 шт. 2. Детские стулья – 12 шт. 3. Магнитная доска – 1 шт. 4. Картотека пособий Модуль №1. 1. Дидактический материал Т.Б. Филичева, Г.А. Каше (звуки). 2. «Звуковые пеналы» (15 шт.). 3. «Найди и назови слова со звуком [с] и [ш]». 4. Символы звуков. 5. Домики для слогов. 6. Наборы для звуковых схем (раздаточный материал) 7. Звуко - буквы. 8. Д/и «Подбери слово к звуковой схеме». 9. «Слоги». (составление слов из слогов) 10. «Слова и предложения». (составление предложений из слов) 11. Д/и «Логопедическое лото» (звуки [с-с’], [з-з’], [р-р’], [л-л’], [ш-ж], [ч-щ]) 12. Д/и «Домики для звуков» (дифференциация и автоматизация твёрдых и мягких парных согласных) 13. Позиционные карточки. 14. Д/и «Пять щенков» (различаем звуки [ч-т], [ч-т’], [ш-щ-с-с’]) 15. Д/и «Составь слова из букв и слогов» 16. Д/и «Подбери схему» (развитие навыка звукового анализа и синтеза) 17. Д/и «Звуковые часы» (закрепление произношения звуков, определение позиции звуков, количества слогов) 18. Д/и «Построим пирамиду» (определяем количество звуков в словах) 19. Д/и «Составь слово» (развитие навыков звукового анализа и синтеза) Модуль №2. 1. Буквы на магнитах. 2. Д/и «Магазин одежды» (читаем целыми словами). 3. Д/и «Отгадай слово» (учимся читать). 4. Ленты для чтения. 5. Кассы букв, слогов и счёта. 6. «Волшебная таблица» (чтение слогов) 7. «Букварь». 8. Книги для чтения по слогам: «Три медведя», «Кот в сапогах», «Кот рукодельник», «Репка». 9. Тетради для занятий по обучению грамоте. 10. «Игры со словами» (кроссворды, ребусы и др.). 11. Кубики со слогами. Методическая литература. Образовательный модуль «Воспитание звуковой культуры речи». 1. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. — 2-е изд., доп. и перераб., А.П. Нилова; JI.M. Воронова; О.В. Шипицына; Т.А. Защиринская. — СПб.: Детство-пресс, 2001. 2. Жукова Н.С. Букварь: учебное пособие – М.: Эксмо, 2012. 3. Колесникова Е.В. От слова к звуку. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. – изд. 3-е, -.М: Ювента, 2012. 4. Колесникова Е.В. От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5- 6 лет –М.: Ювента, 2012. 5. Крупенчук О.И.Логорифмы / О.И. Крупенчук. — СПб. ; СпецЛит, 2000. 6. Крупенчук О.И.Научите меня говорить правильно!; пособие по логопедии для детей и родителей / О.И. Крупенчук. — СПб.; Литера, 2006. 7. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. 8. ПарамоноваЛ.Г.Упражнения для развития речи / Л.Г. Парамонова. — СПб.: Дельта, 2001. 9.ЦвынтарныйВ.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем.-СПб.: Издательство «Лань». 2001. 10. Пожиленко, Е.А.Волшебный мир звуков и слов: пособие для логопедов / Е.А. Пожиленко. — М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002. 11. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Т.Р. Кислова «По дороге к Азбуке» Пособие для дошкольников по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. Части 3-4. 12. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. Опорные конспекты. – М.: Издательство 2Акалис», 1996. Образовательный модуль «Формирование элементарных навыков чтения и письма». 1. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. - М. Изд. ГНОМ и Д, 2004. 2. Воскресенская А. И. Грамота в детском саду. – Издательство «Просвещение». Москва. 1965. 3. Занимательное азбуковедение. / Сост. В. В. Волина- М. Просвещение. 1991. 4. Обучение дошкольников грамоте. Л. Е. Журова и др. - М. : Школа- Пресс, 1998. 5. Буквы и слоги. Тетрадь дошкольника по обучению грамоте Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. 6. Жуковская Н.В. 500 загадок по алфавиту для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 7. Астафьева Е.О. Играем. Читаем, пишем: Методическое пособие – конспект. СПб.: Детство-пресс, 2011. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Модуль №1 Дополнительной общеразвивающей программы социальнопедагогической направленности «Читалочка». «Воспитание звуковой культуры речи» Содержание 1. 1.1. 1.2. 1.3. 2. 2.1. 2.2. Целевой раздел Пояснительная записка Цели и задачи Планируемые результаты Содержательный раздел Содержание образовательного процесса Календарно-тематический план работы I. Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе Дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Читалочка». 1.2. Цель и задачи программы. Цель: развитие звуковой культуры речи. Задачи: 1. Совершенствовать фонематическое восприятие. 2. Развивать навыки звукового анализа и синтеза. 3. Знакомить детей с понятием «ударение». 4. Закреплять правильное произнесение звуков. 5. Учить различать на слух сходные по звучанию согласные звуки (дифференциация фонем). 1.3. Планируемые результаты. Результатом успешной работы можно считать следующее: 1. Ребёнок имеет представление о классификации звуков (гласныйсогласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой). 2. Умеет определять положение звука в слове, выделяет ударный гласный звук. 3. Проводит звуковой анализ слов разной слоговой структуры. 4. Умеет составлять звуковую схему слова. 5. Различает понятия «слово» и «предложение», определяет место слов в предложении, составляет предложения с заданным словом. 6. Ребёнок владеет вербальными коммуникативными средствами общения (выразительность, чёткость речи). II. Содержательный раздел. 2.1. Программное содержание Модуля№1. Образовательная деятельность осуществляется по нескольким направлениям: развитие слухового внимания, формирование фонематического восприятия и развитие слухового контроля, знакомство детей с характеристикой звуков, определение места звука в слове, развитие навыков звукового анализа и синтеза, формирование правильного произношения новых звуков и их дифференциации. Задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками, символами, звуковыми линейками, спец. книгами, опусканием звуков, слогов и восстановление их детьми с опорой и без на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д. Номер занятия Месяц 2.2. Календарно-тематический план работы. октябрь 1 2 3 Тема занятия Задачи Дать детям знание о словесном составе речи. Познакомить с термином «слово». Дать знание, Что такое что слов много. Познакомить детей с линейностью «слово»? и протяженностью слов. Знакомство с тетрадью в клеточку (обложка, страница, разлиновка, правая, левая сторона страницы, середина, верх, низ). Подвести детей к пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения. Упражнять в правильном согласовании существительных с Что такое прилагательными, образовании однокоренных «слово»? слов. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. Поощрять речевую активность детей в словесных играх. Упражнять в ориентировке на листе бумаги. Дать представление о том, что такое предложение. Упражнять детей в составлении предложений и В мире слов делении их на части (слова). Познакомить детей с графическим изображением и предложения на доске. предложений Развивать умение детей правильно штриховать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники). 4 5 6 7 Закрепить знания о предложении, упражнять в умении находить короткие предложения в знакомом тексте.Развивать умение образовывать с уменьшительными, В мире слов существительные ласкательными суффиксами. и Упражнять детей в составлении рассказа из предложений небольших предложений. Воспитывать культуру речевого общения. Упражнять в штриховке геометрических фигур. Формировать быстроту реакции на слово. Закрепить понятие «слово». Развивать умение сравнивать слова по звучанию, измерять их по протяженности (длинные короткие).Формировать умение делить на слоги Длинные и двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов. короткие Побуждать детей отгадывать загадки и давать слова. аргументированный ответ-отгадку. Упражнять детей в придумывании рассказа на определенную тему, используя слова-опоры и графическую схему предложений. Развивать глазомер, мелкую моторику. Упражнять в делении слов на части, познакомить с термином «слоги», познакомить с Знакомство с односложными словами. Формировать умение слышать, четко и ясно понятием произносить чистоговорку. «слог» Помочь детям осознать рифму и подбирать рифму. Развивать глазомер и мелкую моторику рук. Развитие слухового внимания и памяти на Играем с материале неречевых звуков. Учить различать неречевыми громкость и тембр голоса. Закрепить умение делить слова на слоги. Развивать мелкую звуками. моторику. 2 Звук [у]. 4 неделя Звук [а]. неделя 1 3 3 ноябрь декабрь 8 Понятие «звук». Речевые звуки. Звуки [а], [у]. 4 Звук [и]. 1 Звуки [а], [у], [и]. 2 Звук [о]. Дать представление о том, что слова состоят из звуков. Ввести термин «звук» в активный словарь. Упражнять детей в повторении слогов и досказывании текста. Упражнять детей в определении количества слогов в словах. Закреплять знания о предложении (количество и порядок слов). Развивать умение детей находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух. Упражнять в рисовании узора, состоящего из вертикальных и горизонтальных линий. Знакомить с понятием «гласный звук». Выделять гласный звук [а] из ряда звуков, в начале слов под ударением и без ударения. Обозначать гласный звук квадратом красного цвета. Закрепить понятие «гласный звук». Выделять гласный звук [у] из ряда звуков, в начале слов. Продолжать делить слова на слоги. Знакомить со звуковой схемой слова. Выделять гласные звуки [а], [у] в конце слов под ударением, из середины односложных слов. Выкладывать звуковые схемы слов. Составлять предложения с заданным словом. Звуковой анализ и синтез сочетаний АУ, УА. Учить подбирать звуковую схему к слову. Определять позицию звука [и] в словах (начало и конец слова). Проводить звуковой анализ и синтез сочетаний АИ, УИ. Тренировать в составлении звуковых схем слов. Закрепить понятие «гласный звук». Выделять гласные звуки [а], [у], [и] в начале и конце слов, в середине односложных слов. Проводить звуковой анализ и синтез сочетаний из 3-х звуков: АУИ, УИА… Составлять звуковые схемы слов. Выделять гласный звук [о] из состава слова. Определять позицию звука в слове. Проводить звуковой анализ и синтез сочетаний из 3-х звуков, типа: АУО, ОАИ. Звук [м]. 4 Звук [в]. 1 Звук [н]. 2 Звуки [м], [н]. 3 Звук [п]. 4 Звук [к]. 1 Звук [ы]. неделя 1 Январь Февраль 3 2 Звуки [и], [ы]. Знакомить с понятием «согласный звук», с обозначением его квадратом синего цвета. Проводить звуковой анализ открытых слогов. Выделять согласный звук [м] в начале слов. Составлять предложения с заданным словом. Знакомить с понятием «согласный, звонкий звук». Проводить звуковой анализ слогов. Выделять согласный звук [в] в начале слов. Составлять предложения с предлогом В. Закрепить понятие «согласный, звонкий звук». Определять позицию звука [н] (в начале и конце слов). Проводить звуковой анализ и синтез слогов. Закрепить пространственное значение предлога НА. Дифференцировать согласные, звонкие звуки [мн] на слух и в произношении. Выделять звуки [м], [н] в начале и в конце слов. Проводить звуковой анализ и синтез слогов. Знакомить с понятием «согласный, глухой звук». Определять позицию звука [п] в начале и конце слов. Проводить звуковой анализ и синтез слогов. Составлять предложения с предлогом ПОД. Закрепить понятие «согласный, глухой звук. Определять позицию звука [к] в начале и конце слов. Проводить звуковой анализ и синтез слогов. Составлять предложения с предлогом К. Закрепить понятие «гласный звук». Выделять звук [ы] в конце слов (под ударением), в середине односложных слов. Проводить звуковой анализ и синтез слогов типа: ЫМ, МЫ; слов: ИВЫ, МАМЫ, ПАПЫ. Дифференцировать гласные звуки [и-ы] на слух. Выделять гласные звуки [и], [ы] в конце слов. Проводить звуковой анализ и синтез слогов. Тренировать в образовании множ. числа существительных. 4 Звук [л] 1 Звук [л']. 2 Звуки [т – т’]. Познакомить с понятием «согласный, звонкий, твёрдый звук». Если после согласного зв. [л] следуют гласные зв. [а, у, ы, о], то согласный зв. [л] звучит твёрдо: ла, ло, лу, лы. Определение позиции согласного звука [л] в начале и конце слов. Знакомить с понятием «согласный, звонкий, мягкий звук». Обозначать его квадратом зелёного цвета. Определять позицию звука [л'] в начале и конце слов. Проводить звуковой анализ и синтез слогов ислов типа липа, ноль. Выкладывать схемы слов из звуко-букв. Знакомить с понятиями «согласный, глухой, твёрдый звук», «согласный, глухой мягкий звук». Проводить звуковой анализ и синтез слогов и слов типа том, пот. Определять позицию звука в слове (начало и конец слова). Составлять слова по первым звукам других слов. Дифференцировать звуки [к-т] на слух. Проводить звуковой анализ слогов и слов типа кот, тук. Выкладывать звуковые схемы слов. Определять позицию звука в слове. Четко произносить звуки [г],[г’], различать их на слух и в произношении; учить выделять звуки [г],[г’] в ряду звуков, в слогах, словах; учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах; самостоятельно подбирать слова со звуками [г],[г’]. 3 4 неделя Закрепить понятие «согласный, глухой звук». Выделять звук [х] в ряду звуков, в слогах, словах; отбирать картинки, в названии которых есть звук [х], определять место звука в этих словах; самостоятельно подбирать слова со звуком [х]. 2 Звук [х] неделя 1 Март 3 Звуки [к-т]. Звуки [г],[г’] Звуки [б], [б’]. 2 Звуки [д], [д’]. неделя 2 Апрель Май 1 3 Звук [с]. 4 Звуки [с – с’]. 1 Звуки [з], [з']. 2 Звуки [с]-[з]. Четко произносить звуки [б], [б’], различать их на слух и в произношении; учить выделять звуки [б], [б’] в ряду звуков, в слогах, словах; учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах. Чётко произносить звуки [д], [д’], различать их на слух и в произношении; учить выделять звуки [д], [д’] в ряду звуков, в слогах, словах; учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах; проводить звуковой анализ и синтез слогов и слов. Закрепить характеристику звука [с]: согласный, глухой, твёрдый звук. Определять позицию звука [с] в словах (начало и конец). Проводить звуковой анализ и синтез слогов; слов: СЫН, СОК, СОВЫ… Учить составлять слова по последним звукам других слов. Дифференцировать звуки [с-с’] на слух и в произношении слогов и слов. Проводить звуковой анализ слогов и слов. Выкладывать звуковые схемы слов. Определять позицию звука в слове. Закрепить характеристику звуков. Определять наличие или отсутствие звука в слове, позицию звука в словах (в начале и в середине). Проводить звуковой анализ и синтез слогов, слов: типа КОЗЫ, ЗАМОК, ЗИМА. Выкладывать звуковые схемы слов. Дифференцировать звуки на слух и в произношении слогов и слов. Определять позицию звуков [с],[з] в словах. Проводить преобразование слогов (са-за), звуковой анализ и синтез слов: КОЗЫ, КОСЫ, ЛИЗА, ЛИСА, САЗАН. Составлять предложения с предлогом ЗА. 3 Звук [ш]. 4 Звуки [с]- [ш]. Характеристика звука [ш]: согласный, глухой, всегда твёрдый. Определять позицию согласного звука [ш] в слове (в начале и в конце). Звуковой анализ и синтез слогов: АШ, УШ, ША; слов: ШУМ, ШАКАЛ, МАЛЫШ. Определять позицию согласных, глухих звуков [с], [ш] в словах. Дифференцировать звуки [с]-[ш] (сок-шок, мискамишка, каска - кашка, Машка - маска, усы - уши, вас – ваш, наш - нас). Проводить звуковой анализ и синтез слогов: СА, ША, ШО, СО, СУ, ШУ, слов: СОК, ШОК, СУША, САША, САШОК. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Модуль №2 Дополнительной программы социально-педагогической направленности «Читалочка». «Формирование элементарных навыков чтения и письма» Содержание 1. 1.1. 1.2. 1.3. 2. 2.1. 2.2. Целевой раздел Пояснительная записка Цели и задачи Планируемые результаты Содержательный раздел Содержание образовательного процесса Календарно-тематическое планирование первого года обучения I. Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка. Рабочая программа Модуля №2 разработана на основе Дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Читалочка». 1.2. Цель и задачи программы. Цель: формирование готовности детей к овладению грамотой. Задачи первого года обучения: 1. Знакомить с понятиями «звук», «буква». 2. Развивать навык звукобуквенного анализа слогов и простых слов. 3. Учить делить слова на слоги. 4. Тренировать в плавном чтении слогов и простых слов. 5. Учить устанавливать порядок звуков и букв в словах. 6. Формировать способности к овладению навыками письма. 1.3. Планируемые результаты. Результатом успешной работы на первом году обучения можно считать следующее: 1. Ребёнок понимает и различает понятия «звук» и «буква». 2. Делит слова на слоги. 3. Проводит звукобуквенный анализ слогов и простых слов. 4. Умеет выкладывать слоги и слова из букв разрезной азбуки. 5. Плавно читает слоги и простые слова. 6. Различает понятия «слово» и «предложение», определяет место слов в предложении, составляет предложения с заданным словом. 7. Ориентируется на листе, рисует разнообразные линии, выполняет штриховку в разных направлениях. II. Содержательный раздел. 2.1. Содержание образовательного процесса (формы, способы и методы реализации). Содержание программы позволяет в занимательной форме усвоить дошкольниками такие понятия, как «звук» и «буква», понять их различия и особенности. В структуру каждого занятия входят различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Гласные и согласные звуки соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребёнка к изучению звуков и букв. Программный материал систематизирован и изучается в определённой последовательности от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова. Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка воспитанников, создание на занятиях комфортной обстановки для развития индивидуальных способностей детей. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. Чтобы дети лучше запомнили букву, предлагаются задания: пофантазировать, на что она похожа, выложить ее из счётных палочек, найти букву в кассе букв, затем среди других букв, перевёрнутых на доске, дописать недостающие элементы букв. Педагог использует сказки о приключениях букв, сказочных персонажей, приносящих занимательный материал. С помощью игр с буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Номер занятия Месяц 2.2. Календарно-тематический план работы на 2022-2023 учебный год Тема занятия 1 Буква А. Ноябрь 2 3 4 Декабрь 1 2 3 Задачи Определять наличие звука [а] в словах. Познакомить детей с буквой. Закрепить зрительный образ гласной буквы, проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква». Буква Определять наличие звука [у] в словах. Подбирать У. слова, в которых есть звук [у]. Закрепить знания об отличии звука и буквы. Познакомить с буквой У. Буквы Тренировать в выделении гласного звука из состава А, У. слова. Составлять из букв разрезной азбуки и читать сочетания ау, уа, ауа, уау. Буква И. Формировать навык подбора слов со звуком [и]. Выделять гласный звук из состава слова. Знакомить с буквой И. Буквы Анализировать звуковой ряд из 2, 3. 4 гласных звуков; А, У, И. угадывать гласный звук по беззвучной артикуляции. Ознакомление с правилом: сколько гласных звуков в слове, столько и слогов. Составлять предложения по схеме. Читать сочетания типа ауи, иау и т.д. Выкладывать их из букв разрезной азбуки. Буква О. Продолжать выделять начальный и последний звук в словах. Анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков, определять наличие звука О в словах. Познакомить с буквой О. Упражнять в составлении и чтении сочетаний из букв разрезной азбуки. Буква Знакомить с буквой М. Закрепить разницу между М. понятиями «звук» и «буква». Поводить звуковой анализ и синтез слогов: ам, ум, му, ма; слов типа: мак, мама. Делить слова на слоги. Развивать навык чтения слогов. 4 Буква В. Знакомить с буквой В. Проводить звуковой анализ и синтез слогов, слова ВАМ. Выкладывать схемы слогов и слов из звуко-букв. Читать слоги по слоговой таблице. Составлять слоги из букв разрезной азбуки. 1 Буква Н. Выделять звук [н] в середине слов. Проводить звуковой анализ и синтез слогов, слова ВОН. Выкладывать схемы слогов и слов. Знакомить с буквой Н. Выкладывать слоги из букв разрезной азбуки. Тренировать в чтении слогов по таблице. Буквы Дифференцировать звуки [м], [н] в конце слов. М – Н. Проводить звуковой анализ и синтез слогов; слов: мама, вам, нам, вон. Выкладывать схемы слогов и слов. Определять позицию звука в слове, делить слово на слоги. Упражнять в выкладывании слогов и слов из букв разрезной азбуки. Буква П. Выделять звук [п] в середине слов. Знакомить с буквой П. Проводить звуковой анализ и синтез слов: папа, пума, пион. Выкладывать эти слова из букв разрезной азбуки. Читать слоги и слова. Буква К. Подбирать слова со звуком [к]. Проводить звуковой анализ слогов и слов, типа: мак, мука, Ким, паук. Знакомить с буквой К. Выкладывать слоги и слова из букв разрезной азбуки. Читать слоги по таблице. Январь 2 3 4 Февраль 1 2 3 Буква Ы. Определять наличие звука Ы в словах. Познакомить с буквой Ы. Упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки. Читать слоги и слова по таблицам. Развивать графические навыки, умение выкладывать букву из отдельных элементов. Буквы Дифференцировать гласные звуки [и-ы]. Определять И – Ы. позицию звуков в слове. Проводить звуковой анализ и синтез слогов и слов. Выкладывать звуковые схемы. Упражнять в чтении слогов и слов. Буква Х. Подбирать слова со звуком [х], определять место звука в словах. Выделять первый и последний звук в данных словах, называть гласные звуки в этих словах. Познакомить с буквой Х. Из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова с буквой Х. Читать слоги и слова по таблицам. 4 1 Март 2 3 4 Апрель 1 2 3 Буква Л. Отбирать слова со звуком [л]. Определять место звука [л] в словах. Знакомить с буквой Л. Проводить звуковой анализ и синтез слогов и слов, выкладывать их из букв разрезной азбуки. Читать слоги и слова. Развивать графические навыки. Звуки Звуковой анализ и синтез слогов, типа: ал, ла, ли…; [л-л’]. слов: лапы, лама, пол, липа, кол, мыл, выл. Буква Л. Выкладывание схемы этих слогов и слов. Упражнять в выкладывании слов из букв разрезной азбуки. Буква Т. Отбирать слова со звуками [т, т’]. Определять позицию звуков в словах. Знакомить с буквой Т. Выкладывать из букв разрезной азбуки слоги и слова. Чтение слогов и слов. Познакомить с правилом: имена людей, клички животных пишутся с заглавной (большой) буквы. Буквы Проводить преобразование слогов (ка-та). К,Т. Выкладывать звуковые схемы слов типа коты. Составлять предложения с предлогами к, от. Проводить звуковой анализ слов: там, тук, ток, Том, так, утка, Тома, каток, тапка, танк, мост, нити, Тима. Выкладывать их из букв разрезной азбуки. Буква Г. Продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова. Подбирать картинки, названия которых начинаются на звуки [г, г’]. Познакомить с буквой Г. Упражнять в работе с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова. Буква Б. Подбирать слова со звуками [б, б’]. Определять место звуков в словах. Познакомить с буквой Б. Проводить звуковой анализ слогов и слов. Выкладывать их из букв разрезной азбуки. Читать слоги и слова по таблице. Буква Д. Определять место звуков в словах. Проводить звуковой анализ слогов и слов. Знакомить с буквой Д. Читать слоги и слова. Преобразовывать их с помощью букв разрезной азбуки. Буква С. Подбирать слова со звуками [с, с’]. Определять место звуков в словах. Знакомить с буквой С. Составлять слова из букв разрезной азбуки: слон, стол, стул, Слава… Май 4 1 Звуки Проводить звуковой анализ и синтез слов.Определять [с-с’]. наличие или отсутствие звука в слове. Составлять Буква С. предложения с предлогом С. Преобразовывать слова с помощью букв разрезной азбуки. Буква З. Знакомить с буквой З. Читать слоги и слова. Проводить звуковой анализ слогов и слов. Определять позиции звуков в словах. 2 Буквы С – З. Дифференцировать звуки на слух и в произношении. Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки. Составлять предложения с предлогом ЗА. 3 Буква Ш. 4 Буквы С-Ш. Знакомить с буквой Ш.Читать слоги и слова. Выкладывать слова из букв разрезной азбуки. Знакомить с правилом: ши – пиши с буквой и. Дифференцировать звуки [с-ш] на слух и в произношении. Проводить звуковой анализ слов типа Саша, сушка, шалун… Преобразовывать слова с помощью букв разрезной азбуки. Читать слоги и слова