Дополнительная образовательная общеобразовательная программа Читалочка старшая группа 5-6 лет

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 52
623060, Свердловская область, Нижнесергинский район, пгт.Дружинино,
ул. Железнодорожников 7а
ПРИНЯТО:

УТВЕРЖДАЮ:

На заседании Педагогического совета

Заведующий МКДОУ детский сад № 52

МКДОУ детский сад № 52

_______________ Т.А. Королева

Протокол № 1 от 29.08. 2024г.

Приказ № 236 от 29 августа 2024г.

Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа
«ЧИТАЛОЧКА»
5-6 лет

2024 год

Содержание

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
2.
2.1.
3.
3.1.
3.2.
3.3

Целевой раздел
Пояснительная записка
Перечень нормативных документов
Цель и задачи программы
Принципы и подходы в организации
процесса
Возрастная категория воспитанников
Планируемые результаты
Содержательный раздел
Содержание образовательного процесса
Организационный раздел
Календарный учебный график
Учебный план
Организационно-педагогические условия

образовательного

Приложение 1.Рабочая программа Модуля №1
Приложение 2.Рабочая программа Модуля №2

I. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают
все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда
изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том,
чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к
обучению грамоте, то есть имели бы развитый фонематический (речевой)
слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные
навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги,
умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие
такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и
письма. Когда ребенок, не умеющий читать, идет в школу, обучение чтению
становится для него сложной задачей. Потому что кроме приобретения этого
умения ему нужно научиться в школе многим другим вещам. Малыш,
умеющий читать, легче адаптируется к коллективу сверстников и
контактирует с учителем. Можно уделить больше внимания другим важным
школьным делам.
Ребенок начинает практически пользоваться родным языком с раннего
детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется
его речь. С началом обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и
узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из
отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков. Звуки при письме
обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период
обучения грамоте — это формирование у ребенка нового отношения к речи.
Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона.
Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию
фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные
слова, звуки в слове.
В условиях современной системы дошкольного образования не всегда
представляется возможным в рамках реализации основной образовательной
программы ДОУ в полной мере способствовать воспитанию звуковой
культуры речи дошкольников и формированию предпосылок овладения
чтением и письмом в старшем дошкольном возрасте.
Таким образом, реализация программного содержания дополнительной
общеразвивающей программы «Читалочка» в процессе организации
дополнительных образовательных услуг, будет способствовать решению
поставленных образовательных и воспитательных задач в условиях пере
наполняемости возрастных групп ДОУ, а также увеличения количества детей

1.

старшего дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематические
нарушения речи.
1.2. Перечень нормативных документов.
Основной нормативно-правовой базой дополнительной общеразвивающей
программы «Читалочка» являются:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года».

2.

Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022г. № 809 «Об
утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно – нравственных ценностей».

3.

Федеральный закон от 24 сентября 2022г. № 371 – ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации»
и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в
Российской Федерации».

4.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2022 г. № 874

5.

Обновленный ФГОС дошкольного образования в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022г. № 955 (зарегистрирован в
Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264).

6.

Санитарно-эпидемиологические требования - Санитарные правила СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г.,
регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г.

7.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (приказ
Минпросвещения России от 25 ноября 2022г. № 1028, зарегистрирован в
Минюсте России 28 декабря 2022г. регистрационный № 71847)

8.

Устав ДОУ

9.

Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ детский сад
№ 52.

1.3. Цель и задачи программы.
Цель программы: развитие звуковой культуры речи, формирование
готовности детей к овладению грамотой.
Задачи:
1.
Развивать фонематический слух, слухоречевое внимание и
память.
2.
Закреплять правильное произнесение звуков.
3.
Учить различать на слух сходные по звучанию согласные
звуки (дифференциация фонем).
4.
Развивать навыки звукового анализа и синтеза слогов и
слов.
5.
Обучать плавному слоговому чтению.
6.
Развивать графо-моторные навыки.
7.
Развивать способность к овладению вербальными
коммуникативными средствами общения (выразительность, чёткость
речи).
1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Важным условием организации развивающей деятельности является
реализация дидактических принципов:
1. Принцип
систематичности
и
последовательности:
концентрическое усвоение программы;
последовательная подача
материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному»);
2. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение
изучаемых объектов и понятий способствует формированию более
полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
3. Принцип доступности и посильности: реализуется в делении
изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям
последовательными блоками и частями, соответственно возрастным
особенностям и развитию речи;
4. Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей).
1.5. Возрастная категория воспитанников.
Реализация программного содержания рассчитана на один год обучения
для детей 5-6 лет.
1.6. Планируемые результаты.
Результатом успешной работы по данной программе можно считать
следующее:

1. Ребёнок имеет представление о классификации звуков ( гласныйсогласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой).
2. Делит слова на слоги, составляет слова из слогов, выделяет ударный
слог в слове.
3. Проводит звуковой анализ слов разной слоговой структуры.
4. Понимает и различает понятия «звук» и «буква».
5. Умеет выделять первый и последний звук в слове, определять
положение звука в слове.
6. Различает понятия «слово» и «предложение», определяет место слов в
предложении, составляет предложения с заданным словом.
7. У ребёнка сформированы навыки овладения чтением и письмом.
8. Ребёнок владеет вербальными коммуникативными средствами
общения (выразительность, четкость речи).
II. Содержательный раздел.
2.1. Содержание образовательного процесса (формы, способы и методы
реализации).
Структура дополнительной общеразвивающей программы «Читалочка»
представлена в виде модулей (разделов):
Модуль 1: «Воспитание звуковой культуры речи».
Модуль 2: «Формирование элементарных навыков чтения и письма».
Каждый модуль включает в себя несколько тем, рассчитанных на один год
обучения.
Программное содержание образовательных модулей.
Модуль 1 предполагает развитие слухового внимания, формирование
фонематического восприятия и развитие слухового контроля. Знакомство
детей со звуками и первичное знакомство с буквами, которые обозначают эти
звуки. Определение места звука в слове. Развитие навыков звукового
анализа и синтеза. Формирование правильного произношения новых звуков и
их дифференциации.
Модуль 2 включает в себя формирование способности детей к овладению
навыками чтения, а именно:
- деление слова на слоги;
- составление предложения из двух-четырех слов;
- разделение простых предложений на слова;
- составление звуковых схем слов;
- умение работать с кассой букв;
– знать и называть все буквы алфавита;

– выполнять звукобуквенный анализ слов;
– пользоваться слоговыми таблицами.
Формирование способности детей к овладению навыками письма, а именно:
– овладеть позой пишущего человека;
– ориентироваться на листе;
– рисовать разнообразные линии;
– дорисовывать начатые фигуры;
– уметь печатать буквы разных размеров (крупные и мелкие), слова на листе
в клетку;
– уметь определять предложение по интонации (вопросительное,
повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения
соответствующий знак.
Формы работы.
Обучение дошкольников проходит в игровой ситуации, в обстановке
увлекательного дела. Интерес к занятиям поддерживается разнообразием
пособий, наглядного материала: цветные картинки, игрушки, реальные
предметы и др.
Обучающая деятельность требует от ребёнка большого умственного и
физического напряжения, поэтому педагог не занимается с детьми одним
типом заданий более 10 минут, прерывается на физкультурные разминки.
Для развития слухового восприятия, внимания проводятся:
1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков,
различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голос»,
«Найди пару», «Улови шёпот», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит»,
«Где позвонили?»;
2) воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я»,
Развитие фонематического слуха включает:
1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и
вычленение его из слова в различных позициях: «Хлопни когда услышишь
звук», « Определи место звука в слове»;
2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по
артикуляционным или акустическим свойствам: «Подними нужный символ»,
«Раз, два, три, за мною повтори»
Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова
предполагает:
1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах
различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов»,

«Домики», «Кто за кем?», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук
убежал»;
2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах
различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Весёлый
поезд», «Пуговицы», «Пирамидка»;
3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков
фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото»,
«Отгадай», «Скажи наоборот»;
4) составление условно-графических схем: «Телеграфист».
При знакомстве детей с буквами используются следующие игровые
упражнения: «Сложи букву», «На что похожа буква», «Посади букву в домик
и прочитай слог», «Волшебное слияние букв в слоги», «Соедини шарик со
слогом в домике», «Преврати букву», «Буква сломалась», «Сколько букв В в
словах», «Обведи букву по точкам», «Найди букву и раскрась», «Соедини
слоговые кубики, прочитай слово», «Прочитай слова и допиши
пропущенную букву».

III. Организационный раздел.
3.1. Календарный учебный график.
Количество возрастных
2
групп
Начало занятий
01.10.2022г.
Период каникул
С 30.12.2022г. по
09.01.2023г.
Окончание
учебного
31.05.2023г.
года
Продолжительность
32 недели
учебного года
Длительность занятий
25 мин
Количество занятий в
2
неделю
Объём
недельной
50 мин
нагрузки
Дни недели, время
???

Суббота, воскресенье, праздничные дни – выходные.
3.2. Учебный план.
Количество
занятий

Модуль
Модуль №1
«Воспитание
культуры речи»
Модуль №2
«Формирование
элементарных
чтения и письма»
Итого

звуковой

32

навыков

32
64

3.3. Организационно-педагогические условия.
1. Детские столы – 3 шт.
2. Детские стулья – 12 шт.
3. Магнитная доска – 1 шт.
4. Картотека пособий

Модуль №1.
1. Дидактический материал Т.Б. Филичева, Г.А. Каше (звуки).
2. «Звуковые пеналы» (15 шт.).
3. «Найди и назови слова со звуком [с] и [ш]».
4. Символы звуков.
5. Домики для слогов.
6. Наборы для звуковых схем (раздаточный материал)
7. Звуко - буквы.
8. Д/и «Подбери слово к звуковой схеме».
9. «Слоги». (составление слов из слогов)
10. «Слова и предложения». (составление предложений из слов)
11. Д/и «Логопедическое лото» (звуки [с-с’], [з-з’], [р-р’], [л-л’], [ш-ж], [ч-щ])
12. Д/и «Домики для звуков» (дифференциация и автоматизация твёрдых и
мягких парных согласных)
13. Позиционные карточки.
14. Д/и «Пять щенков» (различаем звуки [ч-т], [ч-т’], [ш-щ-с-с’])

15. Д/и «Составь слова из букв и слогов»
16. Д/и «Подбери схему» (развитие навыка звукового анализа и синтеза)
17. Д/и «Звуковые часы» (закрепление произношения звуков, определение
позиции звуков, количества слогов)
18. Д/и «Построим пирамиду» (определяем количество звуков в словах)
19. Д/и «Составь слово» (развитие навыков звукового анализа и синтеза)
Модуль №2.
1. Буквы на магнитах.
2. Д/и «Магазин одежды» (читаем целыми словами).
3. Д/и «Отгадай слово» (учимся читать).
4. Ленты для чтения.
5. Кассы букв, слогов и счёта.
6. «Волшебная таблица» (чтение слогов)
7. «Букварь».
8. Книги для чтения по слогам: «Три медведя», «Кот в сапогах», «Кот рукодельник»,
«Репка».
9. Тетради для занятий по обучению грамоте.
10. «Игры со словами» (кроссворды, ребусы и др.).
11. Кубики со слогами.

Методическая литература.
Образовательный модуль «Воспитание звуковой культуры речи».
1. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. — 2-е изд., доп. и перераб., А.П. Нилова; JI.M.
Воронова; О.В. Шипицына; Т.А. Защиринская. — СПб.: Детство-пресс, 2001.
2. Жукова Н.С. Букварь: учебное пособие – М.: Эксмо, 2012.
3. Колесникова Е.В. От слова к звуку. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. –
изд. 3-е, -.М: Ювента, 2012.
4. Колесникова Е.В. От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5- 6 лет –М.:
Ювента, 2012.
5. Крупенчук О.И.Логорифмы / О.И. Крупенчук. — СПб. ; СпецЛит, 2000.
6. Крупенчук О.И.Научите меня говорить правильно!; пособие по логопедии
для детей и родителей / О.И. Крупенчук. — СПб.; Литера, 2006.
7. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский Дом
«Литера», 2006.

8. ПарамоноваЛ.Г.Упражнения для развития речи / Л.Г. Парамонова. — СПб.:
Дельта, 2001.
9.ЦвынтарныйВ.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем.-СПб.:
Издательство «Лань». 2001.
10. Пожиленко, Е.А.Волшебный мир звуков и слов: пособие для логопедов /
Е.А. Пожиленко. — М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002.
11. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Т.Р. Кислова «По дороге к Азбуке» Пособие
для дошкольников по развитию речи и подготовке к обучению грамоте.
Части 3-4.
12. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников.
Опорные конспекты. – М.: Издательство 2Акалис», 1996.
Образовательный модуль «Формирование элементарных навыков
чтения и письма».
1. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к
рисованию и письму. - М. Изд. ГНОМ и Д, 2004.
2. Воскресенская А. И. Грамота в детском саду. – Издательство
«Просвещение». Москва. 1965.
3. Занимательное азбуковедение. / Сост. В. В. Волина- М. Просвещение.
1991.
4. Обучение дошкольников грамоте. Л. Е. Журова и др. - М. : Школа- Пресс,
1998.
5. Буквы и слоги. Тетрадь дошкольника по обучению грамоте Гаврина С. Е.,
Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.
6. Жуковская Н.В. 500 загадок по алфавиту для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
7. Астафьева Е.О. Играем. Читаем, пишем: Методическое пособие –
конспект. СПб.: Детство-пресс, 2011.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Модуль №1
Дополнительной общеразвивающей программы социальнопедагогической направленности «Читалочка».
«Воспитание звуковой культуры речи»

Содержание

1.
1.1.
1.2.
1.3.
2.
2.1.
2.2.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи
Планируемые результаты
Содержательный раздел
Содержание образовательного процесса
Календарно-тематический план работы

I. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая
программа
разработана
на
основе
Дополнительной
общеразвивающей программы социально-педагогической направленности
«Читалочка».
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: развитие звуковой культуры речи.
Задачи:
1. Совершенствовать фонематическое восприятие.
2. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
3. Знакомить детей с понятием «ударение».
4. Закреплять правильное произнесение звуков.
5. Учить различать на слух сходные по звучанию согласные звуки
(дифференциация фонем).
1.3. Планируемые результаты.
Результатом успешной работы можно считать следующее:
1. Ребёнок имеет представление о классификации звуков (гласныйсогласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой).
2. Умеет определять положение звука в слове, выделяет ударный
гласный звук.
3. Проводит звуковой анализ слов разной слоговой структуры.
4. Умеет составлять звуковую схему слова.
5. Различает понятия «слово» и «предложение», определяет место слов в
предложении, составляет предложения с заданным словом.
6. Ребёнок владеет вербальными коммуникативными средствами
общения (выразительность, чёткость речи).

II. Содержательный раздел.
2.1. Программное содержание Модуля№1.
Образовательная деятельность осуществляется по нескольким направлениям:
развитие слухового внимания, формирование фонематического восприятия и
развитие слухового контроля, знакомство детей с характеристикой звуков,
определение места звука в слове, развитие навыков звукового анализа и
синтеза, формирование правильного произношения новых звуков и их
дифференциации.

Задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов,
как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными
флажками, символами, звуковыми линейками, спец. книгами, опусканием
звуков, слогов и восстановление их детьми с опорой и без на предметные
картинки, работа с фишками, карточками и т. д.

Номер
занятия

Месяц

2.2. Календарно-тематический план работы.

октябрь

1

2

3

Тема
занятия

Задачи

Дать детям знание о словесном составе речи.
Познакомить с термином «слово». Дать знание,
Что такое
что слов много. Познакомить детей с линейностью
«слово»?
и протяженностью слов. Знакомство с тетрадью в
клеточку (обложка, страница, разлиновка, правая,
левая сторона страницы, середина, верх, низ).
Подвести детей к пониманию того, что мысли
выражаются словами, слова в речи связаны в
предложения.
Упражнять
в
правильном
согласовании
существительных
с
Что такое
прилагательными, образовании однокоренных
«слово»?
слов.
Воспитывать
речевое
внимание,
фонематический слух.
Поощрять речевую активность детей в словесных
играх.
Упражнять в ориентировке на листе бумаги.
Дать представление о том, что такое предложение.
Упражнять детей в составлении предложений и
В мире слов делении их на части (слова).
Познакомить детей с графическим изображением
и
предложения на доске.
предложений Развивать умение детей правильно штриховать
геометрические
фигуры
(квадраты,
прямоугольники).

4

5

6

7

Закрепить знания о предложении, упражнять в
умении находить короткие предложения в
знакомом тексте.Развивать умение образовывать
с
уменьшительными,
В мире слов существительные
ласкательными суффиксами.
и
Упражнять детей в составлении рассказа из
предложений небольших предложений.
Воспитывать культуру речевого общения.
Упражнять в штриховке геометрических фигур.
Формировать быстроту реакции на слово.
Закрепить понятие «слово».
Развивать умение сравнивать слова по звучанию,
измерять их по протяженности (длинные короткие).Формировать умение делить на слоги
Длинные и двусложные слова, называть слова с заданным
количеством слогов.
короткие
Побуждать детей отгадывать загадки и давать
слова.
аргументированный ответ-отгадку.
Упражнять детей в придумывании рассказа на
определенную тему, используя слова-опоры и
графическую схему предложений.
Развивать глазомер, мелкую моторику.
Упражнять в делении слов на части, познакомить
с
термином
«слоги»,
познакомить
с
Знакомство с односложными словами.
Формировать умение слышать, четко и ясно
понятием
произносить чистоговорку.
«слог»
Помочь детям осознать рифму и подбирать
рифму.
Развивать глазомер и мелкую моторику рук.
Развитие слухового внимания и памяти на
Играем с
материале неречевых звуков. Учить различать
неречевыми громкость и тембр голоса. Закрепить умение
делить слова на слоги. Развивать мелкую
звуками.
моторику.

2

Звук [у].

4

неделя

Звук [а].

неделя

1

3
3

ноябрь
декабрь

8

Понятие
«звук».
Речевые
звуки.

Звуки
[а], [у].

4

Звук [и].

1

Звуки
[а], [у], [и].

2

Звук [о].

Дать представление о том, что слова состоят из
звуков. Ввести термин «звук» в активный словарь.
Упражнять детей в повторении слогов и
досказывании текста.
Упражнять детей в определении количества
слогов в словах.
Закреплять знания о предложении (количество и
порядок слов).
Развивать умение детей находить звук, чаще всего
встречающийся в стихотворении. Воспитывать
речевое
внимание
и
фонематический
слух. Упражнять в рисовании узора, состоящего
из вертикальных и горизонтальных линий.
Знакомить с понятием «гласный звук». Выделять
гласный звук [а] из ряда звуков, в начале слов под
ударением и без ударения. Обозначать гласный
звук квадратом красного цвета.
Закрепить понятие «гласный звук». Выделять
гласный звук [у] из ряда звуков, в начале слов.
Продолжать делить слова на слоги. Знакомить со
звуковой схемой слова.
Выделять гласные звуки [а], [у] в конце слов под
ударением, из середины односложных слов.
Выкладывать звуковые схемы слов. Составлять
предложения с заданным словом. Звуковой
анализ и синтез сочетаний
АУ, УА. Учить
подбирать звуковую схему к слову.
Определять позицию звука [и] в словах (начало и
конец слова). Проводить звуковой анализ и синтез
сочетаний АИ, УИ. Тренировать в составлении
звуковых схем слов.
Закрепить понятие «гласный звук». Выделять
гласные звуки [а], [у], [и] в начале и конце слов,
в середине односложных слов. Проводить
звуковой анализ и синтез сочетаний из 3-х звуков:
АУИ, УИА… Составлять звуковые схемы слов.
Выделять гласный звук [о] из состава слова.
Определять позицию звука в слове. Проводить
звуковой анализ и синтез сочетаний из 3-х звуков,
типа: АУО, ОАИ.

Звук [м].

4

Звук [в].

1

Звук [н].

2

Звуки
[м], [н].

3

Звук [п].

4

Звук [к].

1

Звук [ы].

неделя

1

Январь
Февраль

3

2

Звуки
[и], [ы].

Знакомить с понятием «согласный звук», с
обозначением его квадратом синего цвета.
Проводить звуковой анализ открытых слогов.
Выделять согласный звук [м] в начале слов.
Составлять предложения с заданным словом.
Знакомить с понятием
«согласный, звонкий
звук». Проводить звуковой анализ слогов.
Выделять согласный звук [в] в начале слов.
Составлять предложения с предлогом В.
Закрепить понятие «согласный, звонкий звук».
Определять позицию звука [н] (в начале и конце
слов). Проводить звуковой анализ и синтез слогов.
Закрепить пространственное значение предлога
НА.
Дифференцировать согласные, звонкие звуки [мн] на слух и в произношении. Выделять звуки [м],
[н] в начале и в конце слов. Проводить звуковой
анализ и синтез слогов.
Знакомить с понятием «согласный, глухой звук».
Определять позицию звука [п] в начале и конце
слов. Проводить звуковой анализ и синтез слогов.
Составлять предложения с предлогом ПОД.
Закрепить понятие «согласный, глухой звук.
Определять позицию звука [к] в начале и конце
слов. Проводить звуковой анализ и синтез слогов.
Составлять предложения с предлогом К.
Закрепить понятие «гласный звук». Выделять звук
[ы] в конце слов (под ударением), в середине
односложных слов. Проводить звуковой анализ и
синтез слогов типа: ЫМ, МЫ; слов: ИВЫ,
МАМЫ, ПАПЫ.
Дифференцировать гласные звуки [и-ы] на слух.
Выделять гласные звуки [и], [ы] в конце слов.
Проводить звуковой анализ и синтез слогов.
Тренировать в образовании множ. числа
существительных.

4

Звук [л]

1

Звук [л'].

2

Звуки
[т – т’].

Познакомить с понятием «согласный, звонкий,
твёрдый звук». Если после согласного зв. [л]
следуют гласные зв. [а, у, ы, о], то согласный зв.
[л] звучит твёрдо: ла, ло, лу, лы. Определение
позиции согласного звука [л] в начале и конце
слов.
Знакомить с понятием «согласный, звонкий,
мягкий звук». Обозначать его квадратом зелёного
цвета. Определять позицию звука [л'] в начале и
конце слов. Проводить звуковой анализ и синтез
слогов ислов типа липа, ноль. Выкладывать схемы
слов из звуко-букв.
Знакомить с понятиями «согласный, глухой,
твёрдый звук», «согласный, глухой мягкий звук».
Проводить звуковой анализ и синтез слогов и слов
типа том, пот. Определять позицию звука в слове
(начало и конец слова). Составлять слова по
первым звукам других слов.
Дифференцировать звуки [к-т] на слух. Проводить
звуковой анализ слогов и слов типа кот, тук.
Выкладывать звуковые схемы слов. Определять
позицию звука в слове.
Четко произносить звуки [г],[г’], различать их на
слух и в произношении;
учить выделять звуки [г],[г’] в ряду звуков, в
слогах, словах;
учить выделять первый и последний согласный
звук в словах, называть гласные звуки в этих
словах;
самостоятельно подбирать слова со звуками
[г],[г’].

3

4

неделя

Закрепить понятие «согласный, глухой звук».
Выделять звук [х] в ряду звуков, в слогах, словах;
отбирать картинки, в названии которых есть звук
[х], определять место звука
в этих словах;
самостоятельно подбирать слова со звуком [х].

2

Звук [х]

неделя

1

Март

3

Звуки
[к-т].

Звуки
[г],[г’]

Звуки
[б], [б’].

2

Звуки
[д], [д’].

неделя

2

Апрель
Май

1

3

Звук [с].

4

Звуки
[с – с’].

1

Звуки
[з], [з'].

2

Звуки
[с]-[з].

Четко произносить звуки [б], [б’], различать их на
слух и в произношении;
учить выделять звуки [б], [б’] в ряду звуков, в
слогах, словах;
учить выделять первый и последний согласный
звук в словах, называть гласные звуки в этих
словах.
Чётко произносить звуки [д], [д’], различать их
на слух и в произношении;
учить выделять звуки [д], [д’] в ряду звуков, в
слогах, словах;
учить выделять первый и последний согласный
звук в словах, называть гласные звуки в этих
словах; проводить звуковой анализ и синтез
слогов и слов.
Закрепить характеристику звука [с]: согласный,
глухой, твёрдый звук.
Определять позицию звука [с] в словах (начало и
конец). Проводить звуковой анализ и синтез
слогов; слов: СЫН, СОК, СОВЫ…
Учить составлять слова по последним звукам
других слов.
Дифференцировать звуки [с-с’] на слух и в
произношении слогов и слов. Проводить звуковой
анализ слогов и слов. Выкладывать звуковые
схемы слов. Определять позицию звука в слове.
Закрепить характеристику звуков.
Определять наличие или отсутствие звука в слове,
позицию звука в словах (в начале и в середине).
Проводить звуковой анализ и синтез слогов, слов:
типа КОЗЫ, ЗАМОК, ЗИМА. Выкладывать
звуковые схемы слов.
Дифференцировать звуки на слух и в
произношении слогов и слов.
Определять позицию звуков [с],[з] в словах.
Проводить
преобразование
слогов
(са-за),
звуковой анализ и синтез слов: КОЗЫ, КОСЫ,
ЛИЗА, ЛИСА, САЗАН. Составлять предложения с
предлогом ЗА.

3

Звук [ш].

4

Звуки
[с]- [ш].

Характеристика звука [ш]: согласный, глухой,
всегда твёрдый.
Определять позицию согласного звука [ш] в слове
(в начале и в конце).
Звуковой анализ и синтез слогов: АШ, УШ, ША;
слов: ШУМ, ШАКАЛ, МАЛЫШ.
Определять позицию согласных, глухих звуков
[с], [ш] в словах.
Дифференцировать звуки [с]-[ш] (сок-шок, мискамишка, каска - кашка, Машка - маска,
усы - уши, вас – ваш, наш - нас).
Проводить звуковой анализ и синтез слогов: СА,
ША, ШО, СО, СУ, ШУ,
слов: СОК, ШОК, СУША, САША, САШОК.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Модуль №2
Дополнительной программы социально-педагогической
направленности «Читалочка».
«Формирование элементарных навыков чтения и письма»

Содержание

1.
1.1.
1.2.
1.3.
2.
2.1.
2.2.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи
Планируемые результаты
Содержательный раздел
Содержание образовательного процесса
Календарно-тематическое планирование
первого года обучения

I. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа Модуля №2 разработана на основе Дополнительной
общеразвивающей программы социально-педагогической направленности
«Читалочка».
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: формирование готовности детей к овладению грамотой.
Задачи первого года обучения:
1. Знакомить с понятиями «звук», «буква».
2. Развивать навык звукобуквенного анализа слогов и простых слов.
3. Учить делить слова на слоги.
4. Тренировать в плавном чтении слогов и простых слов.
5. Учить устанавливать порядок звуков и букв в словах.
6. Формировать способности к овладению навыками письма.
1.3. Планируемые результаты.
Результатом успешной работы на первом году обучения можно считать
следующее:
1. Ребёнок понимает и различает понятия «звук» и «буква».
2. Делит слова на слоги.
3. Проводит звукобуквенный анализ слогов и простых слов.
4. Умеет выкладывать слоги и слова из букв разрезной азбуки.
5. Плавно читает слоги и простые слова.
6. Различает понятия «слово» и «предложение», определяет место слов в
предложении, составляет предложения с заданным словом.
7. Ориентируется на листе, рисует разнообразные линии, выполняет
штриховку в разных направлениях.

II. Содержательный раздел.
2.1. Содержание образовательного процесса (формы, способы и методы
реализации).
Содержание программы позволяет в занимательной форме усвоить
дошкольниками такие понятия, как «звук» и «буква», понять их различия и
особенности. В структуру каждого занятия входят различные игры,
способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и
синтеза. Гласные и согласные звуки соотносятся с образами соответствующих
букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что

способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и
необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребёнка к изучению
звуков и букв.
Программный материал систематизирован и изучается в определённой
последовательности от простого к сложному, от изучения звуков к овладению
знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова. Важным условием
реализации программы является психолого-педагогическая поддержка
воспитанников, создание на занятиях комфортной обстановки для развития
индивидуальных способностей детей.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья
происходит в играх различной сложности и направленности. Чтобы дети
лучше запомнили букву, предлагаются задания: пофантазировать, на что она
похожа, выложить ее из счётных палочек, найти букву в кассе букв, затем
среди других букв, перевёрнутых на доске, дописать недостающие элементы
букв. Педагог использует сказки о приключениях букв, сказочных
персонажей, приносящих занимательный материал. С помощью игр с
буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать
новое.

Номер
занятия

Месяц

2.2. Календарно-тематический план работы
на 2022-2023 учебный год

Тема
занятия

1

Буква
А.

Ноябрь

2

3

4

Декабрь

1

2

3

Задачи

Определять наличие звука [а] в словах. Познакомить
детей с буквой.
Закрепить зрительный образ гласной буквы, проводить
работу по формированию и дифференциации понятий
«звук» - «буква».
Буква
Определять наличие звука [у] в словах. Подбирать
У.
слова, в которых есть звук [у]. Закрепить знания об
отличии звука и буквы. Познакомить с буквой У.
Буквы Тренировать в выделении гласного звука из состава
А, У.
слова. Составлять из букв разрезной азбуки и читать
сочетания ау, уа, ауа, уау.
Буква И. Формировать навык подбора слов со звуком [и].
Выделять гласный звук из состава слова.
Знакомить с буквой И.
Буквы Анализировать звуковой ряд из 2, 3. 4 гласных звуков;
А, У, И. угадывать гласный звук по беззвучной артикуляции.
Ознакомление с правилом: сколько гласных звуков в
слове, столько и слогов. Составлять предложения по
схеме. Читать сочетания типа ауи, иау и т.д.
Выкладывать их из букв разрезной азбуки.
Буква О. Продолжать выделять начальный и последний звук в
словах.
Анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков,
определять наличие звука О в словах.
Познакомить с буквой О.
Упражнять в составлении и чтении сочетаний из букв
разрезной азбуки.
Буква Знакомить с буквой М. Закрепить разницу между
М.
понятиями «звук» и «буква». Поводить звуковой анализ
и синтез слогов: ам, ум, му, ма; слов типа: мак, мама.
Делить слова на слоги. Развивать навык чтения слогов.

4

Буква В. Знакомить с буквой В. Проводить звуковой анализ и
синтез слогов, слова ВАМ. Выкладывать схемы слогов
и слов из звуко-букв. Читать слоги по слоговой
таблице. Составлять слоги из букв разрезной азбуки.

1

Буква Н. Выделять звук [н] в середине слов. Проводить
звуковой анализ и синтез слогов, слова ВОН.
Выкладывать схемы слогов и слов. Знакомить с буквой
Н. Выкладывать слоги из букв разрезной азбуки.
Тренировать в чтении слогов по таблице.
Буквы Дифференцировать звуки [м], [н] в конце слов.
М – Н. Проводить звуковой анализ и синтез слогов; слов:
мама, вам, нам, вон. Выкладывать схемы слогов и слов.
Определять позицию звука в слове, делить слово на
слоги.
Упражнять в выкладывании слогов и слов из букв
разрезной азбуки.
Буква П. Выделять звук [п] в середине слов. Знакомить с буквой
П. Проводить звуковой анализ и синтез слов: папа,
пума, пион. Выкладывать эти слова из букв разрезной
азбуки. Читать слоги и слова.
Буква К. Подбирать слова со звуком [к]. Проводить звуковой
анализ слогов и слов, типа: мак, мука, Ким, паук.
Знакомить с буквой К.
Выкладывать слоги и слова из букв разрезной азбуки.
Читать слоги по таблице.

Январь

2

3

4

Февраль

1

2

3

Буква
Ы.

Определять наличие звука Ы в словах.
Познакомить с буквой Ы.
Упражнять в составлении и чтении слогов и слов из
букв разрезной азбуки. Читать слоги и слова по
таблицам. Развивать графические навыки, умение
выкладывать букву из отдельных элементов.
Буквы Дифференцировать гласные звуки [и-ы]. Определять
И – Ы. позицию звуков в слове. Проводить звуковой анализ и
синтез слогов и слов. Выкладывать звуковые схемы.
Упражнять в чтении слогов и слов.
Буква Х. Подбирать слова со звуком [х], определять место звука
в словах. Выделять первый и последний звук в данных
словах, называть гласные звуки в этих словах.
Познакомить с буквой Х.
Из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и
слова с буквой Х. Читать слоги и слова по таблицам.

4

1

Март

2

3

4

Апрель

1

2

3

Буква Л. Отбирать слова со звуком [л]. Определять место звука
[л] в словах.
Знакомить с буквой Л.
Проводить звуковой анализ и синтез слогов и слов,
выкладывать их из букв разрезной азбуки.
Читать слоги и слова. Развивать графические навыки.
Звуки Звуковой анализ и синтез слогов, типа: ал, ла, ли…;
[л-л’]. слов: лапы, лама, пол, липа, кол, мыл, выл.
Буква Л. Выкладывание схемы этих слогов и слов.
Упражнять в выкладывании слов из букв разрезной
азбуки.
Буква Т. Отбирать слова со звуками [т, т’]. Определять позицию
звуков в словах. Знакомить с буквой Т.
Выкладывать из букв разрезной азбуки слоги и слова.
Чтение слогов и слов. Познакомить с правилом: имена
людей, клички животных пишутся с заглавной
(большой) буквы.
Буквы Проводить
преобразование
слогов
(ка-та).
К,Т.
Выкладывать звуковые схемы слов типа коты.
Составлять предложения с предлогами к, от. Проводить
звуковой анализ слов: там, тук, ток, Том, так, утка,
Тома, каток, тапка, танк,
мост, нити, Тима.
Выкладывать их из букв разрезной азбуки.
Буква Г. Продолжать выделять первый и последний согласный в
словах, анализировать слоги и слова.
Подбирать картинки, названия которых начинаются на
звуки [г, г’].
Познакомить с буквой Г. Упражнять в работе с
разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова.
Буква Б. Подбирать слова со звуками [б, б’]. Определять место
звуков в словах. Познакомить с буквой Б. Проводить
звуковой анализ слогов и слов. Выкладывать их из букв
разрезной азбуки. Читать слоги и слова по таблице.
Буква Д. Определять место звуков в словах. Проводить звуковой
анализ слогов и слов. Знакомить с буквой Д. Читать
слоги и слова. Преобразовывать их с помощью букв
разрезной азбуки.
Буква С. Подбирать слова со звуками [с, с’]. Определять место
звуков в словах. Знакомить с буквой С. Составлять
слова из букв разрезной азбуки: слон, стол, стул,
Слава…

Май

4

1

Звуки
Проводить звуковой анализ и синтез слов.Определять
[с-с’]. наличие или отсутствие звука в слове. Составлять
Буква С. предложения с предлогом С. Преобразовывать слова с
помощью букв разрезной азбуки.
Буква З. Знакомить с буквой З. Читать слоги и слова.
Проводить звуковой анализ слогов и слов. Определять
позиции звуков в словах.

2

Буквы
С – З.

Дифференцировать звуки на слух и в произношении.
Преобразование слов с помощью букв разрезной
азбуки. Составлять предложения с предлогом ЗА.

3

Буква
Ш.

4

Буквы
С-Ш.

Знакомить с буквой Ш.Читать слоги и слова.
Выкладывать слова из букв разрезной азбуки. Знакомить
с правилом: ши – пиши с буквой и.
Дифференцировать звуки [с-ш] на слух и в
произношении. Проводить звуковой анализ слов типа
Саша, сушка, шалун… Преобразовывать слова с
помощью букв разрезной азбуки. Читать слоги и слова


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».