Программа "Орлята - дошколята"


Программа "Орлята - дошколята" апробируется в образовательных учреждениях страны.

13.01.2025

«Орлята-дошколята» – это один из содержательных модулей программы «Орлята России», направленный на развитие начал социальной активности детей старшего дошкольного возраста и решение задачи преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.


В 2024 году методические рекомендации «Орлята-дошколята» стали доступными для использования дошкольным образовательным организациям страны. При создании методических рекомендаций были учтены требования, предъявляемые к содержанию деятельности детских садов ФОП ДО и ФГОС ДО. А также сохранены основные ценности программы «Орлята России»: Родина, семья, спорт и здоровье, познание, природа, команда.

Внедрение рекомендаций начинается с этапа знакомства с ними педагогического коллектива, активного включения родителей в планирование совместной деятельности в учебном году.

«Сейчас идёт активное знакомство детских садов с предлагаемой программой "Орлята-дошколята". Первый этап состоит из двух частей – погружение педагогического коллектива в подробности методического материала, ознакомление с рекомендациями по их включению в систему работы детского сада.

Вторым шагом является активное включение родителей в совместную деятельность. Взрослые договариваются о том, как они будут взаимодействовать в связке "ребёнок-родитель-педагог" и планируют события, которые будут проходить в рамках предложенных направлений в подготовительных группах», – сказала Ольга Шевердина,

старший методист отдела обеспечения реализации программы «Орлята России».


На данный момент специалисты программы «Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» проводят консультации с детскими садами из различных регионов Российской Федерации для помощи по включению методических рекомендаций в деятельность дошкольного образовательного учреждения. Ознакомиться с материалами можно на официальном сайте «Орлят России»

МР ДОО Орлята России.pdf (скачать) (посмотреть)

Орлята России в контексте дошкольного воспитания

31.01.2025

 «Орлята России» - всероссийская программа социальной активности детей. Она была создана по поручению министра просвещения РФ Сергея Кравцова в 2021 году и разработана Всероссийским детским центром «Орлёнок» и Российским движением детей и молодежи «Движение первых» https://orlyatarussia.ru/. 

6 декабря 2023 года Сергей Кравцов на заседании Наблюдательного совета Движения первых под председательством Президента Владимира Путина выступил с предложением масштабировать проект «Орлята России» на дошкольный возраст.

 Проект соответствует приоритетным задачам Российской Федерации в сфере воспитания детей (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.). А также приоритетным направлениям государственной политики РФ в сфере образования и воспитания. В Федеральном законе от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» под воспитанием понимается «..деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

Актуальность проекта «Орлята России» обусловлена Федеральным законом от 14.07.2022 № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи». Закон предусматривает проведение воспитательной работы с участниками движения, стать которыми могут дети, родители и их наставники. При этом под социальной активностью детей, опираясь на определения В.Г. Маралова и В.А. Ситарова, следует понимать активность личности ребёнка (в частности дошкольника), его способность включаться в специфическую для данного возраста деятельность по решению общественных задач, проявлять такой уровень психической активности, который бы способствовал получению результатов, значимых для других и для себя в плане становления социально значимых черт личности.

Опираясь на вышеперечисленное, можно сделать вывод о том, что необходимо создавать детское движение, уже начиная с дошкольного возраста. Погружение в данную тему, поиск необходимой литературы показали, что в дошкольных организациях не используется такая форма для развития социальной активности старших дошкольников в процессе патриотического воспитания как «Детское движение».

Под детским движением мы понимаем, что это становление различных групп, объединений, в которых консолидируются дети, дети и взрослые по принципу общности их личных и общественных устремлений. Детское движение способствует самовыражению, самоопределению и социализации личности ребенка. В детском движении ребенок приобретает социальный опыт общения и деятельности.

В нашем МКДОУ работа по данной теме была начата с адаптации программы «Орлята России» для старшего дошкольного возраста. 

Целевую группу  составили дети от 6 до 7 лет, т.к. это будущие первоклассники, которые в перспективе в школе вольются в проект «Орлята России» в рамках Всероссийского движения детей и молодёжи «Движение первых».

Для этого была определена цель - развитие у старших дошкольников социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых ценностей, воспитания любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Создать условия для реализации ознакомления старших дошкольников с программой "Орлята России".

2.Провести мероприятия по 7 направлениям, включая  посвящение дошкольников в «Орлята-дошколята» («Орлята России»).

3. Организовать сетевое взаимодействие с социальными партнерами школой № 6 и школой № 13 пгт. Дружинино.

В реализации направления «Орлята-дошколята» был сделан акцент на направления программы:

1. «Орлёнок - Эрудит»: интеллектуальное развитие детей посредством познавательной и исследовательской деятельности.

·Тематические викторины.

· Творческие лаборатории.

·Экскурсии и выставки.

2. «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»: воспитание любви и уважения к своей семье, малой родине, традициям и истории страны. 

Примерные рекомендуемые мероприятия:

·Участие в создании музея (уголка) воинской Славы.

·Акции  посвященные дню Победы.

·Концерты для ветеранов.

·Детский проект «Наши защитники».Хочу такой сайт

·Детско-родительские проекты «История моей семьи», «Моя Родина».

3. «Орлёнок - Мастер»: формирование любви к искусству и труду, развитие творческих способностей и эстетического вкуса. 

Примерные рекомендуемые мероприятия:

·Организация творческих мастерских.

·Изготовление народных игрушек.

·Создание игрушек – самоделок.

·Организация выставок «Народные промыслы.

4.  «Орлёнок - Лидер»: раскрытие в детях лидерских способностей и умения работать в команде. 

Примерные рекомендуемые мероприятия:

·Дежурные в группе, поручение важных дел.

·Проектная деятельность и защита проектов.

 

5. «Орлёнок - Спортсмен»: привитие интереса к спорту и формирование навыков здорового образа жизни.

 Примерные рекомендуемые мероприятия:

·Спортивные состязания.

·Физкультурно-оздоровительная деятельность.

6. «Орлёнок - Доброволец»: раскрытие в детях волонтёрского потенциала. Добровольцы - это помощники, люди, которые делают добрые дела бескорыстно, от всего сердца.

Примерные рекомендуемые мероприятия:

·Помощь младшим дошкольникам в организации прогулки.

·Демонстрация спектаклей, театров, музыкальных концертов, для младших дошкольников.

·Организация акций («Корм для птиц», «Открытка пожилому человеку» и т. д.)

7. «Орлёнок - Эколог»: формирование представлений об экологической культуре и ответственного отношения к природе. Значимые качества направления, ценности: любовь, бережное отношение к природе родного края.

Примерные рекомендуемые мероприятия:

·Акции «Сортировка мусора», «Вторичная переработка».

·Проведение развлечений «Я берегу природу».

·Изготовление кормушек.

·Цветоводство и огород в детском саду.

В 2025 учебном году запланированы мероприятия с января по май в соответствии с рабочим планом реализации проекта.

Давайте вместе творить, расти и совершенствоваться - для нас самих и для детей, которых мы растим, учим и воспитываем!

31.01.2025

IMG_20250131_090414 (1).jpg

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».