Программа "Орлята - дошколята"
Программа "Орлята - дошколята" апробируется в образовательных учреждениях страны.
13.01.2025
«Орлята-дошколята» – это один из содержательных модулей программы «Орлята России», направленный на развитие начал социальной активности детей старшего дошкольного возраста и решение задачи преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.
В 2024 году методические рекомендации «Орлята-дошколята» стали доступными для использования дошкольным образовательным организациям страны. При создании методических рекомендаций были учтены требования, предъявляемые к содержанию деятельности детских садов ФОП ДО и ФГОС ДО. А также сохранены основные ценности программы «Орлята России»: Родина, семья, спорт и здоровье, познание, природа, команда.
Внедрение рекомендаций начинается с этапа знакомства с ними педагогического коллектива, активного включения родителей в планирование совместной деятельности в учебном году.
«Сейчас идёт активное знакомство детских садов с предлагаемой программой "Орлята-дошколята". Первый этап состоит из двух частей – погружение педагогического коллектива в подробности методического материала, ознакомление с рекомендациями по их включению в систему работы детского сада.
Вторым шагом является активное включение родителей в совместную деятельность. Взрослые договариваются о том, как они будут взаимодействовать в связке "ребёнок-родитель-педагог" и планируют события, которые будут проходить в рамках предложенных направлений в подготовительных группах», – сказала Ольга Шевердина,
старший методист отдела обеспечения реализации программы «Орлята России».
На данный момент специалисты программы «Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» проводят консультации с детскими садами из различных регионов Российской Федерации для помощи по включению методических рекомендаций в деятельность дошкольного образовательного учреждения. Ознакомиться с материалами можно на официальном сайте «Орлят России»
Орлята России в контексте дошкольного воспитания
31.01.2025
«Орлята России» - всероссийская программа социальной
активности детей. Она была создана по поручению министра просвещения РФ Сергея
Кравцова в 2021 году и разработана Всероссийским детским центром «Орлёнок» и
Российским движением детей и молодежи «Движение первых» https://orlyatarussia.ru/.
6 декабря 2023 года Сергей Кравцов
на заседании Наблюдательного совета Движения первых под председательством
Президента Владимира Путина выступил с предложением масштабировать проект
«Орлята России» на дошкольный возраст.
Проект соответствует приоритетным задачам
Российской Федерации в сфере воспитания детей (Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 г.). А также приоритетным направлениям
государственной политики РФ в сфере образования и воспитания. В Федеральном
законе от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» под
воспитанием понимается «..деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
Актуальность проекта «Орлята России»
обусловлена Федеральным законом от 14.07.2022 № 261-ФЗ «О российском движении
детей и молодежи». Закон предусматривает проведение воспитательной работы с
участниками движения, стать которыми могут дети, родители и их наставники. При
этом под социальной активностью детей,
опираясь на определения В.Г. Маралова и В.А. Ситарова, следует понимать
активность личности ребёнка (в частности дошкольника), его способность
включаться в специфическую для данного возраста деятельность по решению
общественных задач, проявлять такой уровень психической активности, который бы
способствовал получению результатов, значимых для других и для себя в плане
становления социально значимых черт личности.
Опираясь на вышеперечисленное, можно
сделать вывод о том, что необходимо создавать детское
движение, уже начиная с дошкольного возраста. Погружение в данную
тему, поиск необходимой литературы показали, что в дошкольных организациях не
используется такая форма для развития социальной активности старших
дошкольников в процессе патриотического воспитания как «Детское движение».
Под детским движением мы понимаем, что это становление различных групп,
объединений, в которых консолидируются дети, дети и взрослые по принципу
общности их личных и общественных устремлений. Детское движение способствует
самовыражению, самоопределению и социализации личности ребенка. В детском
движении ребенок приобретает социальный опыт общения и деятельности.
В нашем МКДОУ работа по данной теме была начата с адаптации программы «Орлята России» для старшего дошкольного возраста.
Целевую группу составили дети от 6 до 7 лет, т.к. это будущие первоклассники, которые в
перспективе в школе вольются в проект «Орлята России» в рамках Всероссийского
движения детей и молодёжи «Движение первых».
Для этого была определена цель
- развитие у старших
дошкольников социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного
преобразования социального мира на основе российских базовых ценностей,
воспитания любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Создать
условия для реализации ознакомления старших дошкольников с программой "Орлята России".
2.Провести мероприятия по 7
направлениям, включая посвящение дошкольников в
«Орлята-дошколята» («Орлята России»).
3. Организовать сетевое взаимодействие с социальными
партнерами школой № 6 и школой № 13 пгт. Дружинино.
В реализации направления
«Орлята-дошколята» был сделан акцент на направления
программы:
1. «Орлёнок -
Эрудит»: интеллектуальное развитие детей
посредством познавательной и исследовательской деятельности.
·Тематические викторины.
· Творческие лаборатории.
·Экскурсии и выставки.
2. «Орлёнок –
Хранитель исторической памяти»: воспитание любви и уважения к своей семье,
малой родине, традициям и истории страны.
Примерные
рекомендуемые мероприятия:
·Участие
в создании музея (уголка) воинской Славы.
·Акции посвященные дню Победы.
·Концерты
для ветеранов.
·Детский
проект «Наши защитники».
·Детско-родительские
проекты «История моей семьи», «Моя Родина».
3. «Орлёнок -
Мастер»: формирование любви к искусству и труду,
развитие творческих способностей и эстетического вкуса.
Примерные
рекомендуемые мероприятия:
·Организация
творческих мастерских.
·Изготовление
народных игрушек.
·Создание
игрушек – самоделок.
·Организация
выставок «Народные промыслы.
4. «Орлёнок -
Лидер»: раскрытие в
детях лидерских способностей и умения работать в команде.
Примерные
рекомендуемые мероприятия:
·Дежурные в группе, поручение важных дел.
·Проектная деятельность и защита проектов.
5. «Орлёнок -
Спортсмен»: привитие интереса к спорту и формирование
навыков здорового образа жизни.
Примерные рекомендуемые мероприятия:
·Спортивные
состязания.
·Физкультурно-оздоровительная деятельность.
6. «Орлёнок -
Доброволец»: раскрытие в детях волонтёрского
потенциала. Добровольцы
- это помощники, люди, которые делают добрые дела бескорыстно, от всего сердца.
Примерные
рекомендуемые мероприятия:
·Помощь
младшим дошкольникам в организации прогулки.
·Демонстрация
спектаклей, театров, музыкальных концертов, для младших дошкольников.
·Организация акций («Корм для птиц», «Открытка пожилому человеку» и т. д.)
7. «Орлёнок -
Эколог»: формирование представлений об экологической культуре и ответственного
отношения к природе. Значимые
качества направления, ценности: любовь, бережное отношение к природе родного
края.
Примерные
рекомендуемые мероприятия:
·Акции
«Сортировка мусора», «Вторичная переработка».
·Проведение
развлечений «Я берегу природу».
·Изготовление
кормушек.
·Цветоводство
и огород в детском саду.
В 2025 учебном году запланированы мероприятия с января
по май в соответствии с рабочим планом реализации проекта.
Давайте вместе творить, расти и совершенствоваться - для нас самих и для детей, которых мы растим, учим и воспитываем!