15.10.2024
Консультация для родителей
«Антикоррупционное воспитание дошкольников старшего и подготовительного возраста»
Подготовила зам. заведующего по УВР Кулик
Ю.Н.
Антикоррупционное воспитание в системе
дошкольного образования осуществляется в рамках реализации задач нравственного
воспитания детей во всех видах детской деятельности.
Цель антикоррупционного воспитания заключается в
создании условий для формирования у воспитанников дошкольных образовательных
организаций этических представлений, навыков культурного поведения, дружеских
чувств, восприятия отзывчивости, справедливости, сочувствия, заботы, доброты,
позиции неприятия неправомерного поведения. А также для развития волевых
качеств: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на
пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
ФГОС дошкольного образования отмечает
важность воспитания у ребенка гуманного отношения к окружающему миру, любви к
родной семье, родному дому, краю, городу, Родине.
Основные подходы к созданию системы
антикоррупционного воспитания в условиях Реализации требований
федерального государственного Образовательного стандарта дошкольного
образования.
Работа по формированию антикоррупционного
мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций включает
следующие составляющие:
-уточнение представлений детей о таких
понятиях, как «честность», «правдивость», «справедливость», «ответственность»,
«долг», «правила» и противоположных им понятий – «ложь», «коррупция»,
«проступок», «преступление».
- расширение первоначальных детских
представлений, накопление новых знаний о правилах поведения в социуме.
-формирование сознательного отношения к
соблюдению правил поведения в социуме.
С учетом возрастных особенностей в
процессе формирования антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных
образовательных организаций рекомендуется использовать следующие темы. 1.Общество
– люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом
совместной деятельностью для достижения общей цели. 2.Человек – член
общества.
3. Взаимоотношения человека с
другими людьми.
4.Культура общения.
5. Уважение к чужому мнению.
6.Человек – создатель и носитель
культуры.
7.Внутренний мир человека: общее
представление о человеческих свойствах и качествах.
8. Правила поведения в детском
саду, в группе, в совместной деятельности со взрослыми. Обращение к
воспитателю.
9.Коллектив
группы, совместная деятельность, игры, отдых.
10.Друзья, взаимоотношения между ними;
ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
11.Правила взаимоотношений со
взрослыми, сверстниками, культура поведения в детском саду, группе,
общественных местах.
В соответствии с ФГОС ДО выстраивать
систему антикоррупционного воспитания необходимо с учетом интеграции
образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое
развитие», «Познавательное развитие».
Каждая из этих областей решает ряд задач.
Социально-коммуникативное развитие
направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми
и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности
к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного от-
ношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых
в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества.
В образовательной области Речевое
развитие можно использовать:
• составление словесных
иллюстраций к рассказам, стихам;
• беседы;
•разучивание стихотворений, пословиц,
чтение сказок, рассказов.
Рекомендуемые литературные произведения,
способствующие формированию нравственных ориентиров – совестливость,
справедливость, ответственность, трудолюбие:
И. А. Крылов «Чиж и голубь», Л. Н. Толстой
«Лев и мышь», «Косточка», «Старый дед и внучек», Н. Артюхова «Большая береза»,
В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора», Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш», «Серая
шейка», С. Аксаков «Аленький цветочек», В. Берестов «Бабушка Катя», «Заячьи
лапы», А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», К. Паустовский «Растрепанный
воробей», И. Токмакова «Это ни- чья кошка», В. Осеева «Синие листья»,
«Печенье», М. Зощенко «Не надо врать», А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Русские народные сказки: «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди»,
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Пословицы: «Хорошо тому добро делать,
кто его помнит», «Рука руку моет, и обе белы живут», «Милость велика, да не
сто- ит и лыка», «Своего спасибо не жалей, а чужого не жди», «Худого человека
ничем не уважишь», «Лучше не дари, да после не кори», «Тонул – топор сулил,
вытащили – топорища жаль», «Плохо не клади, вора в грех не вводи», «Не в
службу, а в дружбу».
В образовательных областях Познавательное
развитие, Социально-коммуникативное развитие рекомендуется
использовать беседы, сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки,
способствующие:
• формированию представлений
воспитанников о профессиях, призванных обеспечивать в обществе соблюдение
закона и правопорядка;
• формированию представлений
воспитанников о правилах поведения, принятых в обществе;
• формированию представлений
воспитанников о таких понятиях, как «честность», «порядочность», «правдивость»,
«правила», и противоположных им понятиях «ложь», «коррупция», «преступление»; •
формированию знаний о современном этикете, культуре по- ведения в
отношениях с разными людьми.
Основной формой обучения детей
является игровая деятельность. Педагогам в ходе сюжетно-ролевых игр
рекомендуется познакомить детей с профессиями, представители которых призваны
обеспечивать соблюдение законности и правопорядка.
Методические материалы для
Организации антикоррупционного воспитания детей Старшего дошкольного возраста
Образовательная область «Речевое
развитие»:
Рекомендуемые литературные произведения
способствуют формированию нравственных ориентиров детей старшего дошкольного
возраста: этических представлений, навыков культурного поведения, дружеских
чувств, восприятия отзывчивости, справедливости, сочувствия, заботы, позиции
неприятия неправомерного поведения.
Пословицы, поговорки.
• Гол, да не вор; беден, да честен.
• Честное здравствование
сердцу на радость.
• И не велика беда, да честна.
• Лучше бедность да честность,
нежели прибыль да стыд.
• Лучше малые крохи с
честностью, чем большие куски с лихостью.
• Лучше жить бедняком, чем
разбогатеть грехом.
• Не красив собой, зато честен
душой.
• Честных почитай, а гордых
презирай.
• Честное дело не таится.
• Честный спит крепче.
• Не в силе честность, а в
правде.
• Не тот прав, кто сильный, а
тот, кто честный.
• Честность всего дороже.
• Честные глаза вбок не
глядят.
• Где правда, там и счастье.
• Раз солгал – навек лгуном стал.
• Соврешь не помрешь – да
впредь не поверят.
• У лжи короткие ножки.
• Лучше горькая правда, чем
сладкая ложь.
• Жизнь дана на добрые дела.
Стихотворения (из книги А. Лопатиной, М. Скребцовой «Воспитание нравственных
качеств у детей. Конспекты занятий»)
Что такое совесть? Мама, что такое
совесть?
Совесть, дочка, это повесть
Про хорошие дела
– Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живет, Никого не подведет.
Совесть – клад души твоей. Яркий
лучик света в ней.
Это путеводный свет. Он спасет тебя
от бед.
Он в тебе всегда горит. Он твой
самый прочный щит.
Литературные произведения для
чтения и организации бесед с детьми.
Чтение корейской сказки «Честный
мальчик»
Давным-давно жил в горном селении мальчик.
Отец его умер, мать с утра до ночи на чужих работала, а мальчик рубил в лесу
дрова и продавал на рынке. Однажды осенью, когда с деревьев опали последние
листья, а холодный ветер загнал в норы лесных зверей, мальчик взял свой топор и
отправился за дровами. Шел он, шел и пришел к горному озеру. А у того озера
росло большое дерево. «Срублю-ка я это дерево , — подумал мальчик. — Из него
много дров получится».
Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул
у него из рук топор и упал в озеро. Сел мальчик на берегу и заплакал: для него
ведь топор дороже золота. Чем он теперь дрова рубить будет? Вдруг загуляли по
озеру синие волны, и вышел из вод старичок старенький.
— О чем ты, мальчик, плачешь? —
спрашивает. Рассказал ему мальчик, какая с ним беда приключилась, а старичок и
говорит:
— Не горюй, мальчик, найду я топор
твой. Сказал он так и под водой скрылся. Вот опять загуляли по озеру синие
волны, и из воды старичок вышел старенький, а в руке у него топор из чистого
золота.
— Этот ли топор твой? — спрашивает.
— Что ты, дедушка, не мой это топор! — Усмехнулся старик в седую бороду и снова
под водой исчез. Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и
протянул мальчику топор серебряный.
— На, бери свой топор, — говорит. А
мальчик ему и отвечает:
— Нет, дедушка, мой топор из железа
сделан. И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на
этот раз был у него в руках топор железный. Увидал мальчик топор, обрадовался.
— Вот мой топор, дедушка, — говорит.
А старик усмехнулся ласково и сказал:
— Молодец, мальчик. Не стал ты чужого
брать, не позарился на серебро да золото. За это отдам я все три топора. Продай
их на рынке — они дорого стоят, — пусть твоя мама не работает больше на
чужих людей. Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный
топоры.
Взял мальчик топоры, поблагодарил старика
сто и тысячу раз и домой пошел. С тех пор не знали они с матерью нужды и горя.
Вопросы и задания к сказке:
— Что произошло бы, если бы мальчик сказал
старику, что золотой или серебряный топоры принадлежат ему?
— Кем был старик из озера, и почему
он решил испытать мальчика на честность?
— Были ли в вашей жизни случаи,
когда честность помогала вам в трудную минуту?
— Какой волшебный совет вы дали бы
человеку, который хочет стать честным? Например: когда хочется кого-то
обмануть, надо вспоминать глаза своих друзей; каждое утро надо смотреть на себя
в зеркало и говорить самому себе правду и т.д.
Чтение и обсуждение сказки
«Вершки и корешки»
Подружился как-то мужик с медведем. Вот и
вздумали они вместе репу сеять. Посеяли и начали уговариваться, кому что брать.
Мужик и говорит:
— Я возьму себе корешки, а тебе Мишка
достанутся вершки. Выросла у них хорошая репа. Собрали они урожай. Мужик взял
себе корешки, а Мише отдал вершки. Видит медведь, что прогадал. Одни листья
получил и говорит мужику:
— Ты, брат, меня надул. Ну, смотри,
когда будем в другой раз сеять, ты уж меня так не проведешь. На другой год
говорит мужик медведю:
— Давай, Миша, опять вместе сеять.
— Давай, только теперь ты себе бери
вершки, а мне отдавай корешки — уговаривается Миша.
— Ладно! – говорит мужик.
– Пусть будет по-твоему.
И посеяли пшеницу. Добрая пшеница
уродилась. Мужик взял себе вершки, а Мише отдал корешки. Намолотил мужик
пшеницы, намолол муки, напек пирогов, а медведь опять ни с чем. Сидит над
ворохом сухих стеблей. Вот с тех пор перестали медведь с мужиком дружбу водить.
Образовательные области «Познавательное
развитие», «Социально-коммуникативное развитие»: сюжетно-ролевые игры,
театрализованные постановки
Игра «Птица Счастья»
Описание игры:
Стенд в виде птицы. Павлин,
расположен на уровне глаз детей в доступном месте. Рядом с птицей в коробочке
лежат кружочки. В этой же коробочке лежат вырезанные лица детей или их метки на
обороте каждой метки липучка для крепления. Ребёнок прикрепляет свою метку и от
неё лучиком выкладывает кружочки. Они обозначают дела. Красный кружок – помочь
на занятии, голубой кружок – помочь одеться товарищу, оранжевый кружок – помочь
дежурным, зелёный кружок – помочь воспитателю полить цветы, синий кружок –
принести и насыпать корм в кормушку и т. д. Кружочки прикрепляются в течение
дня, в конце дня подводятся итоги.
Игра «Чудо-дерево»
Воспитанникам предлагается следующая
ситуация:
– Придумайте, чем вы можете порадовать
кого-то из членов семьи! На каждое предложение можно взять по одному зеленому
листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые
дела. Прикрепив их к нашему Чудо-дереву, вы сможете оживить его! Дети должны по
одному подходить к корзине, коротко рассказывать о каком-либо добром деле ради
близкого человека. Берут листочек и прикрепляют его к веточке дерева.
Заключением должны стать ответы на следующие вопросы: – Посмотрите, каким
зеленым стало наше дерево! Так и в вашей семье жизнь будет радостнее, если вы и
все ваши близкие станут внимательнее и добрее друг к другу. Вы хотите сегодня
порадовать кого-то и улучшить ему настроение? Чем мы можем сейчас
порадовать друг друга?
Игра «Сердечко честности»
Дети встают в круг и получают от
педагога по цветному фломастеру. Педагог дает кому-то одному вырезанное из
картона сердечко честности, разделенное на клеточки по количеству детей в
группе.
Получивший сердечко рассказывает о своем
честном поступке, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого
сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе рождается
разноцветное сердечко честности.
Рисунок «Солнышко правдивости»
Попросите детей нарисовать солнышко
правдивости без лучиков и повесить свой рисунок на стенд. Всякий раз, когда
детям захочется кого-либо обмануть, они должны вспоминать о своем солнышке и
стараться поступить честно, а затем подрисовать к солнышку лучик. В конце
недели по солнечным лучикам дети считают, сколько раз за неделю солнышко
правдивости помогло им быть честными.
Творческое задание «Честные люди»
Прочитайте детям пословицы: «Где правда,
там и счастье», «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом». Раздайте детям
карточки с рисунками представителей разных профессий. Дети должны рассказать,
как представители тех или иных профессий помогут людям стать счастливее, если
всегда будут поступать правдиво. Например: честный повар будет готовить еду
только из самых свежих продуктов; честный врач будет давать больным лучшие
лекарства и т.д.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.10.2024
Дата обновления: 15.10.2024
Дата публикации: 15.10.2024