Консультация для родителей "Учите детей добру".
19.02.2024
Подготовила зам. заведующего по УВР
Кулик Ю.Н.
На сегодняшний день проблема жестокости
и равнодушия в детской среде становится все более очевидной. Она проявляется в
отсутствии терпимости, сопереживания к окружающим, чрезмерной агрессии.
Первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, усвоение
моральных норм общества ребенок приобретает именно в дошкольные годы. Именно по
этому важной задачей для нас, как взрослых, выступает формирование в
детях доброты, выступающей основой нравственного поведения.
Мы много говорим о доброте,
о том, как нужно вести себя с окружающими. Но можем ли мы доступно объяснить
ребёнку «Что же значит «добрые дела»? Для начала необходимо
определиться с таким важным понятием как доброта.
Доброта – это очень
сложное и многогранное качество личности. Выделяют такие основные «ступени» доброты, как:
1 Дружелюбие –
открытое и доверительное отношение к людям.
2 Честность –
искренность и правдивость в поступках и мыслях.
3 Отзывчивость –
готовность помогать другим людям.
4 Совесть –
нравственная ответственность за свои поступки.
5 Сострадание –
сочувствие, сопереживание, умение чувствовать чужую боль.
6 Благородство –
высокая нравственность, самоотверженность.
7 Любовь – глубокое
сердечное чувство, высшая степень положительного отношения.
Не секрет, что некоторые родители
полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный
характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня
выживает и процветает тот, кто напорист, умеет отстаивать свои интересы любой
ценой.
Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам
личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей.
Настоящие волевые качества не только не исключают доброты,
отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В
противном случае, из ребенка может вырасти эгоист не только по отношению к
окружающим, но и к близким и родным людям.
Доброту и чуткость в
ребенке нужно воспитывать. При этом воспитать доброту можно только
добром.
Сочувствию и сопереживанию человек
учится всю жизнь. Дети, еще не научившиеся всему этому, часто не отдают себе
отчет в том, что они делает больно другому. Особенно плохо, когда
близкие взрослые не объясняют это, а поощряют в детях жестокость.
Воспитание ребенка не должно пониматься
как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень
важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания
и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Задача родителей –
создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты,
милосердия и взаимопомощи.
Важно прививать своим
детям сочувствие к людям, умение сопереживать, радоваться чужому счастью,
любовь и уважение к природе, растениям, животным.
Для духовного воспитания детей очень
важно читать им поучительные сказки со счастливым концом, в которых добро всегда
побеждает зло.
Также очень важно поощрять ребенка за
правильные поступки, давая ему понять, что люди на добрые дела всегда
отвечают благодарностью и могут наградить того, кто им помог в беде.
Важно воспитать ребенка на личном
примере. Ребенок должен видеть ежедневно доброе отношение родителей к
людям.
Необходимо
общаться с ребенком:
- рассказывать ему придуманные вами
сказки о добрых людях;
- вместе смотреть добрые
мультфильмы;
- чаще читать
поучительные народные сказки с последующим их обсуждением;
- учить ухаживать за
растениями, животными;
- учить детей
делиться;
- говорить с ребенком
о разнообразии людей вокруг нас. Рассказывать, как непросто живется
детям-инвалидам и детям-сиротам;
- не учить давать
сдачу. Это учит агрессии и тому, что конфликт невозможно решить словами;
- учить ребенка помогать в
домашних делах. Привычка заботится о родных закрепляется на всю
жизнь;
- хвалить детей за добрые дела.
Учить получать от добрых дел удовольствие.
В качестве примера можно привести следующие игры и упражнения,
воспитывающие доброту в детях.
1. Игра «Вежливые
слова» (на ковре).
Давай поиграем в игру. Я буду начинать
фразу, а ты продолжишь:
– Растает даже ледяная глыба от слова тёплого
… (Спасибо).
– За доброту, любовь и
книгу, скажем маме мы … (Спасибо).
– Мальчик вежливый и
развитый говорит, встречаясь … (Здравствуйте).
– Когда бранят за
шалости, говорим … (Прости, пожалуйста).
– В разных странах на
прощанье говорят … (До свидания).
– В лесу зазеленеет старый пень, когда
услышит … (Добрый день).
А какие ещё вежливые
слова ты знаешь? (Выслушать ответы ребенка).
2. Упражнение с
карточками.
Можно распечатать и
разрезать на карточки следующие картинки.
Родитель говорит : у меня есть
карточки, на которых изображены разные действия. Давай я буду показывать их
тебе, а ты говорить правильно ли поступают герои, изображённые на них, и как
поступил бы ты в этой ситуации?
3. Упражнение «Дерево Добрых
Дел».
Можно предложить ребенку нарисовать на
листе ствол дерева и украсить его, заранее вырезанными, листьями, на которых
написать предложенные ребенком добрые дела.
Находясь в комнате ребенка, ему предлагается следующее: «Посмотри вокруг, как ты
думаешь, какие добрые поступки мы можем совершить? Ребенок
должен сам предложить добрые дела. Можно
подсказать: полить цветы, протереть пыль на книжных полочках,
разложить игрушки красиво по местам.
Вот, сколько добрых дел ты
назвал. Давай запишем их на листиках и наклеим их на наше дерево добрых
дел.
А теперь давай постараемся сделать
так, чтобы наше дерево слало зеленым. Давай дружно потрудимся и справимся
со всеми делами, согласен? Далее можно вместе с ребенком полить
цветы, расставить аккуратно книги на полке, убрать игры и игрушки.
Выполнив какое-либо доброе дело
нужно разукрасить листик со сделанным добрым делом в зеленый
цвет.
Родитель : Какие мы с
тобой молодцы, посмотри какое теперь зеленое наше Дерево Добрых Дел.
Я очень рад (а, что ты у меня такой добрый (ая) и заботливый (ая).
Давай повесим наше дерево на стену в твоей комнате.
Подобным образом можно рисовать новые
деревья добрых дел и предлагать ребенку их выполнить, чтобы на
стене получилась алея из таких деревьев.
В качестве базовых советов в
воспитании доброты в детях можно привести
следующие:
- никогда не
воспитывайте в плохом настроении;
- ясно определите, что
вы хотите от ребенка и объясните ему это. А также узнайте, что он думает по
этому поводу;
- представьте ребенку
самостоятельность, не контролируйте его каждый шаг;
- оценивайте поступок,
а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – не одно и то же;
- дайте ребенку
ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь, что сочувствуете ему, верите в него.
Несмотря на его оплошности.
- родитель должен быть твердым,
но добрым.
Одна из заповедей в воспитании детей –
ребенок должен быть добрым, щедрым, уметь делится с друзьями, с
большой радостью отдавать, чем брать.
В наших с Вами силах сделать так, чтобы все детки росли
способными к совершению добрых дел.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.02.2024
Дата обновления: 19.02.2024
Дата публикации: 19.02.2024