1 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад Согласована: Начальник Управления образования ___________ Согласована: Педагогическим советом МКДОУ детский сад № Протокол От __________ №______ Утверждена: Заведующая МДОУ детский сад № _________ Приказ от_____№____ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Растим патриотов» на 2023- 2026 учебный год 2023 года 2 Пояснительная записка: Край родной! Как ты сердцу дорог! Я люблю тебя всей душой! Здесь мой дом, здесь мой каждый шорох, Запах трав и букет полевой! Я привыкла к тиши твоей мудрой. Мне знаком деревенский покой. И приятно так ранним утром Пробежать по траве босиком! Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родной стране, к поселку, где родился и вырос. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении. Формирование представлений о Родине, воспитание патриотических чувств – работа сложная, требующая от педагогов большой убежденности и вдохновения. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с любви к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, сестренкам и братишкам, с любви к своему дому, улице, двору, где он живет, детскому саду, поселку, родной стране. Актуальность Программы: Современные дети мало знают о своей малой родине, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье. Россия – наша Родина. Чтобы считать себя еѐ сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Одно из основных направлений отечественной педагогики обращено к духовнонравственным ценностям российского образования и воспитания, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, 3 воспитанием бережного отношения к историческому наследию русского народа, своей малой Родины. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (ст.3, п.1, п/п 3) указывает на то, что воспитание гражданственности и патриотизма является одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Одной из задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Полностью принимая и разделяя такие целевые ориентиры государства и отечественной системы образования, мы считаем, что задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, поселку; формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Наш детский сад уже имел опыт работы в этом направлении. С 2020 г. Наши педагоги работают по программе дошкольного образования «СамоЦвет», Авторы: О. А. Трофимова, канд. пед. наук, доцент; О. В. Толстикова; Н. В. Дягилева, канд. пед. наук, доцент; О. В. Закревская, канд. психол. Наук, которая направлена на духовнонравственное воспитание детей, воспитание в детях любови к семье, к родному поселку или городу, любви к Отчизне, любви и бережного отношения к духовному наследию и традициям своего народа. В качестве методического обеспечения разработки Программы развития мы использовали следующую методическую литературу: Князева О.Л., Махнева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Зеленова Н.Г.. Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. Зеленова Н.Г.. Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. - Александрова Г.А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. – СПб.: : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. В данной Программе нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями семьи, поселка, лучшими людьми (ветеранами ВОВ и труда), с основными профессиями, с достопримечательностями, традициями, православным центром поселка. Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные области в единое образовательное содержание; в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе которых лежат духовно-нравственные традиции и обычаи нашего поселка и родной страны. 4 Назначение Программы развития «Растим патриотов»: 1. Определение перспективных направлений патриотического воспитания и развития всех участников образовательных отношений на основе анализа работы МКДОУ детского сада за предыдущий период. 2. Приведение содержания патриотического воспитания в соответствие с требованиями ФГОС дошкольного образования. 3. Мобилизация всего коллектива на достижение цели развития - повышению качества патриотического воспитания, направленного на развитие детей нового поколения, соответствующего целевым ориентирам дошкольного образования. l. Паспорт программы развития на 2023-2026 учебный год. Программа развития муниципального казенного Наименование программы дошкольного образовательного учреждения детского сада № «Растим патриотов» на 2023 - 2026 учебный год 1. Федеральный закон от 21.12.2012 № 273-ФЗ "Об Основания для образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный разработки закон "Об образовании в Российской Федерации") программы, 2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические нормативные требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и документы оздоровления детей и молодежи». 3. Конституция РФ 4. Закон Свердловской области от 15.07.2016 №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» 5. Конвенция о правах ребенка 6. Устав МКДОУ детского сада 7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки от 14.10.2013 № 1155) Руководители Программы Разработчик программы заместитель заведующего по УВР, Заведующий Исполнители Администрация, педагоги ДОУ, дети и родители воспитанников, социальные партнеры. Программа реализуется в период с 2023г по 2026 г. Сроки выполнения и этапы реализации программы Цель: Задачи Творческая группа в составе, Заведующий, заместитель по УВР, педагоги ДОУ Переход к новому качеству патриотического воспитания дошкольников через познание историко-национальных и природных особенностей родного края. 1. Создать в ДОУ необходимые условия для успешной реализации процесса патриотического воспитания детей. 2. Заложить основы патриотической личности через 5 ознакомление с родным краем. 3. Развить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую родину и Отечество. 4. Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края. 5. Воспитать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края. 6. Сформировать толерантное отношение к представителям других национальностей. 7. Повысить профессиональные компетенции педагогических работников. 8. Создать эффективную систему взаимодействия с родителями воспитанников и социальными партнерами через решение задач патриотического воспитания детей. Общий объем финансирования Программы составляет 288 тыс. руб. (за счет бюджетных средств). Заведующий ДОУ, Управление образования администрации Объѐмы и источники финансирования Контроль за реализацией Программы развития Этапы реализации Программы Сроки: 2023-2026 уч. год. 1этап Задачи этапа: Создать условия для осуществления образовательной (подготовительный) сентябрь 2023 г.деятельности по патриотическому воспитанию детей: декабрь 2023 г. - совершенствование материальной базы, методического Цель: подготовить обеспечения; ресурсы для - курсовая переподготовка кадров, реализации - составление перспективных планов взаимодействия с Программы родителями и социальными партнерами развития. 2 этап Задачи этапа: (основной) - реализация мероприятий по основным направлениям Январь 2024гПрограммы; декабрь 2025 -корректировка мероприятий по реализации Программы; г. -создание системы патриотического воспитания детей. Цель: практическая реализация Программы развития. 3 этап (итоговый) Задачи этапа: Января 2026г-проведение анализа результатов реализации Программы август 2026 г развития по всем критериям, оценка ее эффективности; Цель: выявление -обобщение и систематизация методического материала; соответствия - распространение опыта работы ДОУ по патриотическому полученных воспитанию детей. результатов основным направлениям 6 Программы развития. Ресурсное обеспечение Программы развития Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Данная Программа может быть реализована при наличии: образовательной программы ДОУ; высококвалифицированных кадров; стойкой мотивации педагогов к внедрению инноваций в образовательный процесс; развитой материально-технической базы (соответствующей требованиям ФГОС ДО); информационного обеспечения образовательной деятельности; стабильного финансирования Программы: из бюджетных средств; В работе с детьми: - Дети много знают о своей семье, о родном поселке, районе, стране, их достопримечательностях и особенностях народных традиций, проявляют интерес к прошлому, настоящему и будущему своей малой родины и Отечества; ощущают себя полноценными гражданами поселка, проявляют уважение к старшим, заботу о младших и об окружающей среде, умеют договариваться при выполнении совместных проектов, способны принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения. У ребѐнка сформировалось чувство гордости за свой поселок, он посильно участвует в его преобразовании, он уважительно относится ко всем людям, независимо от их национальности и вероисповедания. Дети могут выражать свои эмоции и переживания в продуктивных видах деятельности: в игре, в художественном творчестве, художественном слове, театрализованной деятельности, пени, танцах и др. В повышении кадрового потенциала: - Достигнут достаточный уровень профессиональной компетентности педагогов МКДОУ в вопросах патриотического воспитания детей; - Присутствует положительная динамика повышения образовательного и квалификационного уровня педагогов; - Достигнут достаточный уровень творческого потенциала педагогических кадров МКДОУ; Все педагоги активно используют в образовательном процессе современные методики и технологии. Повысился профессиональный уровень учебновспомогательного персонала. В работе с семьями воспитанников Родители стали полноценными участниками образовательных отношений, активно взаимодействуют с педагогами по вопросам патриотического воспитания детей; 7 - Родители активно участвуют в краеведческой и природоохранной деятельности. - Участие родителей в совместных мероприятиях повысилось до 80 %. Повысилась активность родительской общественности в управлении ДОУ. Во взаимодействии с социальными партнѐрами: Социальные партнѐры активно сотрудничают с ДОУ по вопросам патриотического воспитания детей и организации природоохранной деятельности, предоставляя для этого свои ресурсы. В функционировании ДОУ: Созданы необходимые условия для успешной реализации процесса патриотического воспитания детей; В ДОУ создана социальная ситуация для развития всех участников образовательных отношений; Систематизирована работа по патриотическому воспитанию детей; Повышение социального статуса ДОУ. 2. Исходное состояние МКДОУ. Информативная справка. Адрес учреждения: Телефон: Электронная почта: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад (сокращенно МКДОУ детский сад ) функционирует с 1973 года Рядом расположены МКОУ ООШ, дом культуры, Администрация Учредителем является Управление образования. Нормативно - правовые основы деятельности ДОУ отражаются Уставом и локальными актами: свидетельство о государственной регистрации лицензия на осуществление образовательной деятельности устав учреждения договоры с родителями; правила внутреннего трудового распорядка; должностные инструкции; договора с другими организациями. В настоящее время функционирует 6 групп обще развивающей направленности с 10 часовым пребыванием детей и трех разовым питанием. Ежедневный график работы – с 7.30. до 17.30. Учреждение работает в режиме пятидневной рабочей недели, выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные дни. Заведующий: Детский сад размещен в типовом здании, имеется водопровод, канализация, здание отапливается центральным отоплением. Имеются шесть прогулочных площадок для игровой деятельности, шесть теневых навеса. 8 Предметно-развивающая среда в ДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, отвечают необходимым требованиям безопасности и в целом создают оптимально-насыщенную, целостную многофункциональную среду. Оборудование и оснащение зон в группах позволяют детям заниматься играми и познавательной деятельностью. В детском саду имеется методический кабинет, групповые помещения, спортивный и музыкальный зал вместе, кабинет главного бухгалтера. В детском саду работают три узких специалиста (логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). Материальная база детского сада находится в удовлетворительном состоянии. Анализ результатов деятельности ДОУ. В 2022-2023 учебном году в детском саду воспитывалось116 детей в возрасте от 1.5 до 3 лет 29 детей, в возрасте от 3 до 6 лет 87 детей. Функционируют шесть группа общеразвивающей направленности. Предельная численность воспитанников за год «заявленная» -124 ребенка Наполняемость группы- 90%. 1.2. Характеристика контингента детей. В ДОУ воспитываются дети в возрасте 1,5 - 7 лет. Фактическая наполняемость – 116 детей. Детей, с ограниченными возможностями здоровья, нет Характеристика контингента детей. Год 2021 2022 Списочный состав 110 116 Численность по возрасту до 3-х лет с 3 до 7 лет 45 65 29 87 Численность по полу мальчики девочки 54 56 57 59 1,3 Кадровое обеспечение воспитательно-образовательного процесса. Педагогический коллектив детского сада укомплектован полностью в соответствии со штатным расписанием. № п/п ФИО Должность Педагоги ческий стаж Образова ние Квалификац ия Старший воспитатель Воспитатель 25 лет Высшее 1 категория Курсы повышения квалифика ции Имеется 4 года 1 категория Имеется Воспитатель 10 лет Среднееспециаль ное Высшее 1 категория Имеется Воспитатель 30 лет 1 категория Имеется Логопед 25 лет Среднееспециаль ное Среднееспециаль ное Не имеет Имеется 9 Музыкальный руководитель 13 лет Воспитатель 25 лет. Воспитатель 2 года Воспитатель 14 лет. Воспитатель 2 года Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре Воспитатель 4 года 8 лет Среднееспециаль ное Среднееспециаль ное Среднееспециаль ное Среднее Среднееспециаль ное Среднееспециаль ное Среднееспециаль ное Соответстви е Имеется 1 категория Имеется Не имеет Имеется Соответстви е Не имеет Имеется 1 категория Имеется 1 категория Имеется Имеется Аттестовано: 13 педагога из 13 -100% Из них: первая категория – 70% соответствие занимаемой должности – 30% Образование: высшее – 15% среднее специальное – 85 % курсовую подготовку прошли 100% Средний возраст педагогов - 42 года. Таким образом, в целом кадровый состав позволяет осуществлять деятельность МКДОУ в соответствии с его целями и задачами. Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнут только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего поселка, района; будет уметь использовать систему краеведческой работы с учетом окружающей социальной жизни и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Педагоги должны владеть новыми современными технологиями и необходимыми педагогическими компетенциями. Из этого следует, что необходима курсовая переподготовка всех педагогов в контексте требований ФГОС дошкольного образования. 1.4 Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников. МКДОУ осуществляет взаимодействие: - с семьями воспитанников ДОУ; - с родителями будущих воспитанников. Основными направлениями этого взаимодействия являются: 10 - изучение семьи; - изучение потребности родителей на образовательные услуги для определения перспектив развития, содержания работы и форм организации; Исходя из этих направлений, строится взаимодействие с семьѐй. Новые условия диктуют и новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада с семьѐй. В ДОУ сложилась система работы, позволяющая вовлекать в процесс воспитания родителей детей, чьи дети ещѐ не поступили в детский сад. Имеется достаточно литературы по организации взаимодействия с родителями. Формы взаимодействия с родителями. 1. Индивидуальные и групповые беседы и консультации. 2. Информационные стенды. 3. Родительские собрания. 4. Изучение традиций семейного воспитания. 5. Совместные праздники, развлечения, досуги, прогулки, творческие выставки. 6. Привлечение родителей к участию в субботниках по уборке территории ДОУ, в работе на цветнике и огороде. 7. Анкетирование (изучение интересов и потребностей родителей на образовательные услуги для формирования социального заказа. 8. Информирование родителей через сайт ДОУ. Анкетирование показало, что большая часть родителей выражает удовлетворение условиями содержания, воспитания и развития детей в ДОУ, стилем взаимодействия сотрудников с детьми и родителями, результатами оздоровительного и образовательного процессов, подготовкой детей к обучению в школе. А проведённый опрос родителей убедительно свидетельствует о том, что большинство из них считают, что патриотическое воспитание детей должно основываться на краеведческой работе, проводимой в детском саду. Вывод: Изучение спроса родителей на образовательные услуги показало, что больший процент считают главным всестороннее развитие личности ребенка через патриотическое воспитание, а также практический и духовный опыт взаимодействия с природой. Это еще раз подтверждает правильность выбранного детским садом направления. Родители позитивно воспринимают новшества в детском саду. 1.6. Сотрудничество с социальными партнерами Сотрудничество ДОУ с другими организациями помогает объединить вокруг ребёнка те силы общества, которые заинтересованы в его развитии. Детский сад осуществляет взаимодействие на основе договоров и совместных планов работы: – с ЦРБ - для контроля физического развития дошкольников и профилактики инфекционных заболеваний; с общеобразовательной школой - для взаимодействия воспитателя дошкольной группы и учителя начальных классов школы по подготовке детей к школе. с библиотекой – для организации детского абонемента и проведения совместных мероприятий; с ДК поселка – для организации совместных досуговых мероприятий со спорт комитетом поселка - для проведения спортивных мероприятий 11 Вывод: Не проводятся совместные мероприятия с социальными партнерами по патриотическому воспитанию детей. 2 Проблемный анализ деятельности ДОУ. 2.1. Образовательная деятельность дошкольного учреждения ДОУ реализует «Основную образовательную программу дошкольного образования ДОУ», разработанную на основе Примерной общеразвивающей программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. В целях реализации задач духовно-нравственного, патриотического воспитания ДОУ в качестве методического сопровождения используются следующие программы и технологии: О.А. Трофимова, О.В. Толстикова Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет» Князева О.Л., Махнева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Зеленова Н.Г.. Осипова Л.Е. Мы живем в России. Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. Александрова Г.А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. – СПб.: : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. Качество усвоения воспитанниками образовательной программы по образовательным областям: познавательное и социально-личностное развитие: Уровень освоения образовательной программы Процент детей с высоким уровнем усвоения программы Процент детей со средним уровнем усвоения программы Процент детей с низким уровнем усвоения программы 2021 год 23 % 59 % 18 % 2022 год 31 % 54 % 15 % Вывод: Мониторинг познавательного и социально личностного развития детей показал, что в ДОУ третья часть детей с низким уровнем усвоения программы в связи с низкой посещаемостью детского сада. Родители этих воспитанников не заинтересованы в посещении ДОУ, оставляют детей дома с бабушками. Содержание дошкольного образования в ДОУ включает в себя вопросы истории и культуры родного села, природного, социального и рукотворного мира. Поликультурное воспитание дошкольников строится на основе изучения национальных традиций семей воспитанников ДОУ. Дети знакомятся с самобытностью и уникальностью русской и других национальных культур, представителями которых являются участники образовательного процесса. Традициями ДОУ являются: - общение с представителями разных национальностей; 12 - знакомство с народными играми, народными игрушками и национальными куклами; приобщение к музыке, устному народному творчеству, художественной литературе, декоративно-прикладному искусству родного края; - проведение народных, фольклорных, православных праздников; 2.2. Характеристика материально-технической базы ДОУ. ДОУ владеет, пользуется и распоряжается закреплённым за ним имуществом в соответствии с его назначением, своими уставными целями, законодательством РФ. ДОУ расположено в отдельно стоящем здании (год постройки – 1973) по типовому проекту на 6 групп. В ДОУ установлен необходимый режим функционирования водоснабжения, освещения, отопления, канализации, энергоснабжения. Здание и оборудование отвечают требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, что подтверждается актами соответствующих служб. ДОУ имеет 6 участков для прогулок детей, на котором имеются прогулочные веранды, игровое и спортивное оборудование, мини-огород, цветники, уголок лес. Вся планировка здания ДОУ и его оснащение организовано с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития воспитанников. Не смотря на трудности экономического характера, в ДОУ идет активный процесс обогащения развивающей предметно-пространственной среды, создаваемой с учетом: динамичности, стабильности, гибкого зонирования, индивидуальной комфортности, открытости-закрытости, учета половых и возрастных различий, активности и творчества. Образовательная среда создана с учетом возрастных особенностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. В каждой возрастной группе созданы «уголки», которые содержат в себе познавательный и развивающих материал в соответствии с возрастом детей: конструирование, общение, театрализованного творчества, уединения, музыкальный, спортивный. Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей предметно-развивающая среды, создана с учетом интересов мальчиков и девочек. В детском саду уделяется особое внимание эстетическому оформлению помещений, т.к. среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Мебель и игровое оборудование подобраны с учетом санитарных и психолог педагогических требований. В группах созданы условия для самостоятельной, художественной, творческой, театрализованной, двигательной деятельности. Оформлены все необходимые уголки, тематически оформлены фойе и лестничные пролеты. В оформлении ДОУ использованы работы, изготовленные в совместной деятельности педагогов с детьми и родителями. В каждой группе имеются уголки природы, в старших группах – оборудование для детского экспериментирования: микроскоп, мини лаборатория. Для каждой возрастной группы предусмотрено наличие мягкого и жесткого инвентаря, технического оборудования, дидактического материала. В ДОУ имеется телевизор, интерактивное оборудование, ноутбуки для использования в образовательном процессе. 13 Давно не обновлялась игровая мягкая мебель, очень мало современных развивающих игр, в основном они изготовлены руками воспитателей. Дальнейшая деятельность ДОУ будет направлена на укрепление материально технической базы, создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО, обогащение ее новыми игрушками, пособиями, интерактивным оборудованием, материалами и пособиями по патриотическому воспитанию детей. 2.3. Управляющая система ДОУ: Управление ДОУ строится на основе принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом ДОУ является заведующий, который осуществляет текущее руководство деятельностью ДОУ. В ДОУ сформированы коллегиальные органы управления, к которым относятся Общее собрание работников, Педагогический совет, Родительский комитет. Для обсуждения и решения наиболее важных вопросов Родительский комитет ДОУ созывает Родительское собрание ДОУ. На данный момент коллегиальные органы управления ДОУ слабо проявляют собственную инициативу, полагаясь на опыт администрации ДОУ. 2.4. Выявленные проблемы, определение возможных путей их решения. Проведенный анализ работы ДОУ, позволил обнаружить ряд проблем и задач, требующих решения на новом этапе развития учреждения: Направления деятельности Выявленные проблемы Возможные пути решения 14 Анализ результатов образовательного процесса в ДОУ Анализ кадрового обеспечения образовательного процесса наличие в ДОУ детей, испытывающих трудности в усвоении образовательной программы в связи с низкой посещаемостью ДОУ; недостаточная компетентность родителей и в вопросах патриотического воспитания детей; слабое использование ресурсов социальных партнеров в развитии детей. совершенствовать работу педагогического коллектива по развитию у детей патриотических чувств; внедрение эффективных методов и современных педагогических технологий в образовательный процесс; расширять формы взаимодействия (индивидуально ориентированные) с родителями детей, привлекать их к совместному процессу воспитания, детей, используя наряду с живым общением (безусловно, приоритетным), современные технологии, Интернет-ресурсы, участие в разработке и реализации совместных педагогических проектов, более эффективное участие в управлении ДОУ; совершенствовать взаимодействие ДОУ с социальными партнерами. обучение педагогов на У 2-х педагогов (33,3 %) высшее образование; курсах повышения квалификации -педагоги не прошли курсовую «Современные формы и методы подготовку по патриотическому патриотического воспитания детей воспитанию детей; в дошкольных организациях в низкий процент условиях реализации ФГОС нового высококвалифицированных поколения» -100%; педагогов (нет педагогов с высшей повышение доли педагогов с категорией); высшей кв. категорией 50 %, использование интерактивных методов работы с коллективом педагогов, побуждающих их к работе в режиме инновационного развития; 15 Анализ материальнотехнической базы ДОУ и РППС Анализ управляющей системы ДОУ наличие в ДОУ педагогов, в деятельности которых сохраняется чисто формальная ориентация на формирование у детей знаний, умений и навыков и отсутствует выраженная направленность на инновационные подходы в образовании детей; неготовность педагогов работать в режиме инновационной деятельности; отсутствие у педагогов навыков работы с компьютером недостаточная оснащенность методическими и наглядными пособиями по патриотическому воспитанию детей, недостаточность современных развивающих игр и пособий. - введение стимулирующих надбавок за эффективную работу по реализации Программы. Разработка методических пособий и материалов, развивающих игр (приветствуется, поощряется) приобретение методических пособий и материалов, приобретение современных развивающих игр, новой игровой мебели (при выделении бюджетных финансовых средств). - Коллегиальные органы разработка и реализация управления ДОУ слабо проявляют совместных проектов с родителями, собственную инициативу, использование методов полагаясь на опыт администрации морального стимулирования ДОУ. родителей. Анализ - ограниченные бюджетные финансового средства для эффективной обеспечения ДОУ деятельности и работы ДОУ в режиме инновационного развития. - эффективное использование бюджетных финансовых средств; - 3. Концептуальный проект Программы развития ДОУ. Миссия: Реализация образовательного процесса на основе патриотических и социокультурных ценностей. Воспитание у детей ценностного отношения к культурному наследию родного края через использование краеведческого материала. Взаимодействие с семьями воспитанников социокультурными партерами, направленное на реализацию задач патриотического воспитания детей. 3.1. Основные принципы реализации программы развития: В основу реализации программы положены следующие принципы: 16 Принцип самоценности дошкольного возраста, как периода в жизни человека, в котором закладываются его представления о своѐм месте в мире, отношение к окружающим людям, природе, обществу. Культуросообразности в воспитании – предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры, соответствовать ценностям и нормам национальной культуры, в данном случае православия, и особенностям, присущим народным традициям. Гуманистическая направленность воспитания предполагает отношение педагога к воспитаннику как ответственному субъекту собственного развития, реализуется путѐм формирования отношения к себе, к миру. Принцип сознательности предполагает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых эколого-краеведческих знаний. Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей. Учѐта возрастных особенностей детей при подборе содержания и форм организации учебного процесса. Принцип целостности воспитательно-образовательного процесса: обеспечение взаимосвязи между содержанием и средствами реализации воспитательнообразовательного процесса, единство всех линий развития ребѐнка: физической, социальной, познавательной, творческой. Принцип сотрудничества всех участников образовательных отношений – детей, педагогов, родителей. Принцип открытости ДОУ ребѐнку, обществу, природе. Принцип преемственности: взаимодействие с МКОУ ООШ в целях продолжения работы по патриотическому воспитанию детей в начальной школе. Принцип вариативности модели познавательной деятельности, предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка. Расширение связей ребѐнка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольном образовательном учреждении замкнутости системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края. Приоритетности регионального культурного наследия предполагает воспитание у детей патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, друзьям), бережного отношения к памятникам истории и культуры родного края, к природе родного края, приобщение ребѐнка к национальному культурному наследию. Опоры на эмоционально-чувственную сферу ребѐнка– требует создания условий для возникновения эмоциональной реакции и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребѐнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации. Научности и каноничности предполагает сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью. 17 3.2. Специфика организации педагогического процесса. Программа предполагает работу с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (с 3 до 7 лет). Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации. Система работы рассчитана на 4 учебных года. Программа состоит из 5 блоков: 1. «Моя семья» 2. «Природа родного края», 3. «Есть поселок - сторонка такая» 4. «Родная страна» 5. «Быт и традиции» Данные блоки занятий тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: непосредственно образовательной, самостоятельной деятельности, совместной деятельности со взрослым. Место реализации программы – детский сад, семья, социум. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своего села и страны. Данная программа предполагает использование педагогами разнообразных форм и методов: -беседа; -рассказ педагога; -встречи с интересными людьми; -работа с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом; -изобразительная деятельность; -проектная деятельность; -информационно-коммуникативные технологии (ИКТ); -музыкальная деятельность; -совместные творческие выставки детей и родителей, -конкурсы; -работа в мини-музее и др. 3.3. Структура Программы 1 блок «Моя семья»: Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях близких людей, семейных историях, традициях. Семья и детский сад – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в 18 семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать. Цель: воспитывать любовь и уважения к семье, родным и близким людям Задачи: - Формировать первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях; - Расширять представления о значении труда членов семьи, об истории семьи в контексте истории страны; - Воспитывать уважение к старшим и заботу о младших. 2 блок «Природа родного края»: Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, в старших группах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Цель: воспитание бережного отношения к природе родного края. Задачи: - Формировать начальные представления о природе родного края, воспитывать любовь к ней; - Учить правильно вести себя в природе, устанавливать причинно-следственные связи, находить объяснения состоянию природной среды и поступкам людей; - Побуждать проявлять заботу об окружающей среде. 3 блок «Есть поселок - сторонка такая»: Дети получают краеведческие сведения о родном поселке, об истории его возникновения, его достопримечательностях, социокультурных учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках. Цель: воспитание любви к малой родине через ее познание. Задачи: - Формировать представление об истории, культуре, достопримечательностях поселка; - Знакомить с трудовыми и ратными подвигами односельчан; - Организовывать посильное участие детей в преобразовании родного поселка. 4 блок «Родная страна: Цель: Воспитывать патриотические чувства, ощущение гордости за свою страну, ее достижения. Задачи: - Расширять представления о России, области, районе, их географическом и культурном многообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях. 19 5 блок «Быт и традиции»: Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа, родного поселка. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Цель: формировать у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте. Задачи: - Воспитывать любовь и уважение к культурным и духовным ценностям, быту и традициям русского народа, родного поселка; - Знакомить с бытом и традициями народов, населяющих район; - Воспитывать уважение к людям независимо от национальности и вероисповедания. 4. Основные направления Программы развития «Растим патриотов» 4.1. Повышение качества образования: Мероприятия Сроки Ожидаемые результаты Приведение содержания Сентябрь 2023 г. патриотического воспитании в соответствие с требованиями ФГОС ДО Реализация содержания образования через все образовательные области и сквозные механизмы ООП ДО Введение в образовательный процесс новых педагогических технологий 2023-2026уч.г. Создание необходимых психолого-педагогических условий 2023-2026уч.г. Взаимодействие ДОУ с семьей для создания единого образовательного пространства: взаимопознание и взаимоинформирование, непрерывное образование воспитывающих взрослых, совместная деятельность детей, педагогов, родителей. 2023-2026уч.г. Активно используются в образовательном процессе: ИКТ, метод проектов, технология проблемного обучения, метод наглядного моделирования и другие. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, поддержка самостоятельности и инициативы детей. Родители становятся полноценными участниками образовательных отношений. У них появился устойчивый интерес к проблеме патриотического воспитания. Родители активно участвуют в мероприятиях. 20 Взаимодействие с 2023-2026уч.г. социальными партнерами в целях использования их ресурсов для повышения качества патриотического воспитания детей Проведение педагогической 2 раза в год диагностики по патриотическому воспитанию детей. Обеспечение информационной 2023-2026уч.г. открытости проводимых качественных изменений Заключены договоры, реализуются планы совместных мероприятий по патриотическому воспитанию Выявление уровня сформированности патриотических чувств у детей Повышение престижа ДОУ 4.2. Ресурсное обеспечение Программы: 4.2.1. Развитие кадрового потенциала и методическое обеспечение Программы. Мероприятия Сроки Ожидаемые результаты Курсовая подготовка всех педагогов по теме «Современные формы и методы патриотического воспитания детей и в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС нового поколения» 2024-2025уч.г. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области патриотического воспитания, владение ИКТ, готовность к внедрению новых пед. технологий Курсовая подготовка младших воспитателей по теме «Современные формы и методы патриотического воспитания детей и в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС нового поколения» 2024-2025уч.г. Повышение компетентности учебно-вспомогательного персонала Аттестация педагогических работников. согласно графика Аттестация педагогов, увеличение доли педагогов с высшей категорией до 30% Поиск и систематизация научно-методического материала по теме В течение всего периода Систематизирован материал по патриотическому воспитанию 21 Подписка на профессион. В течение всего периода периодические издания Проведение организационно методических мероприятий с педагогами В течение всего периода Участие в конкурсах Согласно срокам конкурса различного уровня Участие в работе районных методических объединений В течение всего периода Выявление и изучение педагогического опыта В течение всего периода Обобщение 2026 г. педагогического опыта Введение материального С 2024 г. стимулирования педагогов за качество работы по реализации Программы Повышение профессиональной компетентности педагогов Педсоветы, семинары практикумы, консультации, методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей, открытые мероприятия, мастер-классы Увеличение доли педагогов, участвующих в конкурсах различного уровня до 100 % Совершенствование педагогического мастерства Создание картотеки собственных методических разработок Трансляция опыта на муниципальном уровне Положение о распределении стимулирующей части фонда заработной платы. Награждение педагогов грамотами различных уровней. 4. 2.2. Совершенствование материально-технической базы ДОУ. № п/п 3. Мероприятия Исполнители Сроки Пополнение библиотечного фонда, современными методическими комплексами, информационными цифровыми ресурсами Заведующий ДОУ, заместитель заведующего по УВР Постоянно 4. Оснащения ДОУ развивающими играми, игрушками и новой игровой мебелью Заведующий Ежегодно 6. Выделение в ДОУ помещения под минимузей «Комната русского быта» Заведующий 2024-2025 ДОУ, заместитель заведующего по УВР Ожидаемые результаты Доступность ресурсов для всех участников образовательных отношений. Создание условий для закрепления представлений в игровой деятельности Специальное помещение для реализации Программы 22 7. Пошив взрослых и детских национальных костюмов заместитель заведующего по УВР, педагоги 2024-2025 Атрибуты для проведения народных праздников 8. Озеленение территории ДОУ, выращивание рассады Заведующий Ежегодно ДОУ, заместитель заведующего по УВР, педагоги ДОУ Создание условий для участия детей в посильном преображении ДОУ и села 4.2.3. Развивающая предметно-пространственная среда. Мероприятия Сроки Ожидаемые результаты 1.Создание РППС в группах в соответствии с Программой В течение всего периода Учитываются условия разновозрастной группы, обеспечена доступность ко всем компонентам РППС, созданы условия для игровой, познавательно исследовательской и творческой активности детей. Пополнение РППС патриотическим и краеведческим материалом, предметами национального быта В течение всего периода Все детские уголки пополнены материалами по изучению родного края: альбомы, открытки, фотографии, символика, пособия, атрибуты, дидактические игры и др. Оснащение мини-музея «Комната русского быта» В течение всего периода Проведение НОД и совместной деятельности в условиях специального помещения Использование в среде продуктов детского творчества и совместного творчества детей и родителей В течение всего периода Постоянно действующие выставки детского творчества и совместного творчества детей и родителей Создание условий для закрепления представлений детей в продуктивных видах деятельности В течение всего периода Дети выражают свои эмоции, переживания в игре, в художественном творчестве, в музыкальной и театрализованной деятельности. 23 5. Прогнозируемый результат реализации Программы. Реализация Программы развития «Растим патриотов» предполагает достижение следующих результатов: В работе с детьми: - Дети много знают о своей семье, о родном поселке, районе, стране, их достопримечательностях и особенностях народных традиций, проявляют интерес к прошлому, настоящему и будущему своей малой родины и Отечества; ощущают себя полноценными гражданами, проявляют уважение к старшим, заботу о младших и об окружающей среде, умеют договариваться при выполнении совместных проектов, способны принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения. - У ребёнка сформировалось чувство гордости за свой поселок, он посильно участвует в его преобразовании, он уважительно относится ко всем людям, независимо от их национальности и вероисповедания. - Дети могут выражать свои эмоции и переживания в продуктивных видах деятельности: в игре, в художественном творчестве, художественном слове, театрализованной деятельности, пени, танцах и др. В повышении кадрового потенциала: - Достигнут достаточный уровень профессиональной компетентности педагогов МКДОУ в вопросах патриотического воспитания детей; - Присутствует положительная динамика повышения образовательного и квалификационного уровня педагогов; - Достигнут достаточный уровень творческого потенциала педагогических кадров МКДОУ; - Все педагоги активно используют в образовательном процессе современные методики и технологии. - Повысился профессиональный уровень учебно-вспомогательного персонала В работе с семьями воспитанников - Родители стали полноценными участниками образовательных отношений, активно взаимодействуют с педагогами по вопросам патриотического воспитания детей; Родители активно участвуют в краеведческой и природоохранной деятельности. - Участие родителей в совместных мероприятиях повысилось до 80 %. - Повысилась активность родительской общественности в управлении ДОУ; Во взаимодействии с социальными партнѐрами: - Социальные партнѐры активно сотрудничают с ДОУ по вопросам патриотического воспитания детей и организации природоохранной деятельности, предоставляя для этого свои ресурсы. В функционировании МКДОУ: - Созданы необходимые условия для успешной реализации процесса патриотического воспитания детей; - В ДОУ создана социальная ситуация для развития всех участников образовательных отношений; 24 - Систематизирована работа по патриотическому воспитанию детей; - Повышен социальный статус ДОУ. 6. Система контроля и оценка эффективности выполнения Программы Критерии 1. Мониторинг качества воспитания и обучения детей. 2. Материально техническое и финансовое обеспечение, развитие РППС 3. Кадровое обеспечение Программы 4. Методическое обеспечение Программы 5. Удовлетворенность родителей качеством оказания услуг. 6. Вовлечение родителей в образовательный процесс Субъекты оценки Самооценка Самооценка Вид и периодичность контроля На начало и конец учебного года Методы оценки Педагогическая диагностика Ежегодно Публичный доклад Администрация На начало и конец учебного года Тарификация, публичный доклад Администрация Ежегодно Родители Ежегодно Публичный доклад Анкетирование родителей Администрация, воспитатели Текущий – 1 раз в полугодие 7. Взаимодействие с социальными партнерами Администрация, воспитатели Текущий – 1 раз в полугодие 8. Информационное обеспечение реализации программы Администрация, воспитатели Ежегодно Наблюдение, беседы, опросы, отчеты Наблюдение, беседы, опросы, отчеты Публичный доклад, инф. стенды, сайт, публикации 7. Бизнес-план Программы развития Направления Предмет финансировани финансирования я 1. Повышение 1.1. Курсы повышения кадрового квалификации педагогов потенциала 1.3 Обучение помощников воспитателей Суммы финансиров а-ния 26000 руб. 12000 руб. Источник Сроки финансирования Бюджетные средства 20242025 г Бюджетные средства 20242025 г 25 2.3. Оснащения ДОУ развивающими играми, игрушками и новой игровой мебелью 2.6. Пошив взрослых и детских национальных костюмов 2.7. Озеленение территории ДОУ, выращивание рассады 3. 3.1.Приобретение Организационно - методической педагогическая литературы по деятельность патриотическому воспитанию, 200 000 руб. 50 000 руб. Бюджетные средства 20232026 Своими силами 20242025 Своими силами 20232026 Бюджетные средства 20232026 Бюджетные средства 288000 руб. Итого: Итого: предполагаемая сумма расходов на реализацию Программы развития МКДОУ детского сада на период с 2023 по 2026 годы – 288 тыс. руб.: 26