Модедь взаимодействия ДОУ и семьи

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52

Модель взаимодействия
МКДОУ детского сада № 52 и семьи

Разработала старший воспитатель Кулик Ю.Н.

2021г.

Модель взаимодействия МКДОУ детского сада № 52 и семьи.
Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников
понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является
формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам
в воспитании ребенка.
В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное
конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и
ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием
ответственности сторон за результат».
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного
взаимодействия и взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и
родителями.
Моделирование - один из универсальных способов, позволяющих воспроизводить
наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых процессов, адекватно
оценивать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффективно управлять этим
развитием.
Цель – создание эффективных условий для взаимодействия ДОУ и семьи что
способствует успешному развитию и реализации личности ребенка.
Разработанная модель позволяет выстроить систему взаимодействия «Родитель –
Ребенок - Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а
взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми,
свободными независимыми.
Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе
взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как
предполагает лишь посильное участие в конкретной деятельности.
У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с
педагогами процесс воспитания и образования ребенка.
Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания необходимо
координировать ее с работой с детьми, включая в работу всех специалистов ДОУ.
Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном
процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:
- активизировать воспитательные возможности родителей;
-привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения и
общественной жизни ДОУ;
- использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ;
- способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством
деятельности, ее преобразования и изменения;
Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания родителей в
условиях дошкольного учреждения является частью общей задачи организации работы с
родителями.
Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, воспитателей и
специалистов ДОУ, можно эффективнее решать задачи сопровождения личностного и
возрастного развития детей.
Объединение усилий дошкольного учреждения и родителей в процессе воспитания
детей - непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.
Принципиальные условия для ее решения заключаются в создании особой формы
общения между родителями, администрацией и педагогами ДОУ, которую можно
обозначить как доверительный деловой контакт.
Поскольку контингент детей ДОУ постоянен на всех возрастных этапах развития
детей, у каждого родителя есть уникальная возможность больше общаться с педагогами
ДОУ и своим ребенком, познавать новое, учиться слушать и слышать, находить
компромиссные варианты в возникающих проблемах.

Влияние как психологическая категория осуществляется общением, его
коммуникативной и интерактивной сторонами.
Роль накопленного багажа знаний впервые годы жизни гораздо значительнее, чем
можно себе представить. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее
относятся к связи между тем, что делают для ребенка они сами и педагоги, и той
колоссальной работой, которую совершает ребенок самостоятельно, пытаясь чему-либо
научиться.
Работу с семьей многие педагоги считают одним из самых трудных видов
профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе
проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить
традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и
ребенка, и взрослого.
Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и
семьи предполагает:
-формирование банка данных социальных характеристик семей;
-составление программы изучения семьи (ее структуры, психологического климата,
принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса отца и матери,
особенностей домашней педагогической системы);
-изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии
жизнедеятельности дошкольного учреждения;
-оборудование помещений для общения с родителями;
-координационную работу по содержанию функционала каждого участника проекта;
-систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы,
папы, бабушки, дедушки);
-апробирование способов реализации потенциала семей дошкольного учреждения;
-изучение педагогических инициатив родителей, представление возможностей
поделиться своим мнением по проблемам воспитания и образования детей,
взаимодействия с педагогами;
-составление картотек, буклетов «Педагогическая копилка: родители для педагогов»,
«Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения
педагогического мастерства);
-обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения;
-информационно-аналитическую работу по реализации проектов;
-систематизацию учебно-методических разработок;
-планирование работы по распространению инициативы.
Для реализации основных концептуальных положений данной модели
сотрудничества
требуется
система психолого-педагогического
и
социального
сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Для сближения родителей с ДОУ реализуется ряд программ, предусматривающих
общение в родительских гостиных, проведение совместных праздников, недель
творчества на основе идей социального партнерства. Большую роль играют практические
формы участия родителей в деятельности учреждения совместно с детьми, например
проекты, направленные на укрепление здоровья воспитанников. Очень важным условием
взаимодействия является доверие и уважение сторон друг к другу. Кроме того, для
родителей имеет значение имидж учреждения, результаты участия детей и педагогов во
всевозможных конкурсах, выставках и т.д. В связи с этим информация о достижениях
является доступной и открытой для всех участников образовательного процесса. Система
работы учреждения предусматривает совместное с семьей определение перспектив,
параллельные действия, взаимное дополнение и взаимную коррекцию. Все это находит
отражение в работе с родителями, заседаниях родительского комитета дошкольного
учреждения, совета ДОУ.

Каждый сотрудник детского сада участвует в организации работы с родителями,
выработке совместно с родителями общих целей и задач деятельности. Эта работа требует
больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения
имеющегося багажа знаний.
Реализация модели позволяет добиться следующих результатов:
-создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду
в условиях максимально приближенных к семейным;
- достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;
-снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в
воспитании детей;
-признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;
– гармонизация детско-родительских отношений;
– повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения.
Модель социально - педагогического партнерства семьи и образовательного
учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия.
Она ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное
педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его
развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является
посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное
участие в воспитательно - образовательном процессе необходимо для их собственного
ребенка.
Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с
родителями и определили актуальность для разработки данной модели.
Формы работы с семьей в МКДОУ детский сад № 52
Мероприятия
Родительские собрания в группах

Задачи

Задача: сформировать общие интересы у детей и
родителей, научить родителей самостоятельно
решать возникающие педагогические проблемы.
Адаптационный период для детей Задача: Обеспечить наиболее комфортные
раннего возраста
условия адаптации малыша и его родителей к
условиям ДОУ. В течение одного-двух месяцев
воспитатель группы дает советы родителям, как
безболезненно преодолеть адаптационный период.
Педагогический центр
Задача: дать конкретные знания родителям в той
или иной области педагогики.
Фотоальбом "Давай
Задача: познакомить ребенка и его родителей с
познакомимся"
детским садом еще до прихода ребенка в детский
сад.
При первом посещении родителям ДОУ
предлагаем для просмотра фотоальбом с
фотографиями и информацией о детском саде.
Плакаты «Моя семья», «Мои
Задача: привнести часть семейного тепла в стены
семейные традиции», Фотоальбом детского сада.
"Моя семья"
В уголке уединения лежит семейный альбом. Если
ребенку грустно, он всегда может взять его и
посмотреть на фотографию своей семьи.

Ваши добрые дела
Выставки детско-родительского
творчества

Анкетирование
Информационные стенды

Папки – передвижки, буклеты
Медиаплан «Чем мы сегодня
занимались»

Задача: поощрять участие родителей в том или
ином мероприятии, выражать благодарность за
любую оказанную помощь.
Задача: способствовать сотрудничеству родителей
и детей в совместной деятельности.
Организация выставок, на которых
представлены результаты художественноэстетической деятельности родителей и детей
(рисунки, фотоматериалы, поделки).
Задача: сбор информации об удовлетворенности
родителей качеством воспитания и обучения в
ДОУ
Задача: информировать родителей:
- о программе воспитания и развития детей в
детском саду;
- об услугах ДОУ
Задача: ознакомление родителей с различной
информацией.
Задача: информировать родителей о
произошедших за день мероприятиях в детском
саду, в группе

Список использованной литературы:
1. Антонова Т.С. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов
детского сада с семьей ребенка/ Т.С. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина//Управление
дошкольным образованием.-2003.-№4-с.80-84.
2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. //Управление ДОУ 2002г., № 4. - 66с.
3. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика
работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика - Синтез, 2007 167с.
4. Евдокимова Е.С. Управление детского сада и семьи/ Е.С. Евдокимова//Управление
дошкольным образовательным учреждением.- 2008.-№5.-с.8-15.
5. Доронова Т.Н. О взаимодействии ДОУ с семьей/ Т.Н. Доронова//Дошкольное
воспитание.-2004.-№3.-С.13-90.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».