Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 Модель взаимодействия МКДОУ детского сада № 52 и семьи Разработала старший воспитатель Кулик Ю.Н. 2021г. Модель взаимодействия МКДОУ детского сада № 52 и семьи. Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат». Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и родителями. Моделирование - один из универсальных способов, позволяющих воспроизводить наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых процессов, адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффективно управлять этим развитием. Цель – создание эффективных условий для взаимодействия ДОУ и семьи что способствует успешному развитию и реализации личности ребенка. Разработанная модель позволяет выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок - Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми. Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие в конкретной деятельности. У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка. Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания необходимо координировать ее с работой с детьми, включая в работу всех специалистов ДОУ. Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач: - активизировать воспитательные возможности родителей; -привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения и общественной жизни ДОУ; - использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ; - способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения; Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания родителей в условиях дошкольного учреждения является частью общей задачи организации работы с родителями. Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, можно эффективнее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей. Объединение усилий дошкольного учреждения и родителей в процессе воспитания детей - непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Принципиальные условия для ее решения заключаются в создании особой формы общения между родителями, администрацией и педагогами ДОУ, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт. Поскольку контингент детей ДОУ постоянен на всех возрастных этапах развития детей, у каждого родителя есть уникальная возможность больше общаться с педагогами ДОУ и своим ребенком, познавать новое, учиться слушать и слышать, находить компромиссные варианты в возникающих проблемах. Влияние как психологическая категория осуществляется общением, его коммуникативной и интерактивной сторонами. Роль накопленного багажа знаний впервые годы жизни гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребенка они сами и педагоги, и той колоссальной работой, которую совершает ребенок самостоятельно, пытаясь чему-либо научиться. Работу с семьей многие педагоги считают одним из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого. Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает: -формирование банка данных социальных характеристик семей; -составление программы изучения семьи (ее структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса отца и матери, особенностей домашней педагогической системы); -изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения; -оборудование помещений для общения с родителями; -координационную работу по содержанию функционала каждого участника проекта; -систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки); -апробирование способов реализации потенциала семей дошкольного учреждения; -изучение педагогических инициатив родителей, представление возможностей поделиться своим мнением по проблемам воспитания и образования детей, взаимодействия с педагогами; -составление картотек, буклетов «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства); -обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения; -информационно-аналитическую работу по реализации проектов; -систематизацию учебно-методических разработок; -планирование работы по распространению инициативы. Для реализации основных концептуальных положений данной модели сотрудничества требуется система психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении. Для сближения родителей с ДОУ реализуется ряд программ, предусматривающих общение в родительских гостиных, проведение совместных праздников, недель творчества на основе идей социального партнерства. Большую роль играют практические формы участия родителей в деятельности учреждения совместно с детьми, например проекты, направленные на укрепление здоровья воспитанников. Очень важным условием взаимодействия является доверие и уважение сторон друг к другу. Кроме того, для родителей имеет значение имидж учреждения, результаты участия детей и педагогов во всевозможных конкурсах, выставках и т.д. В связи с этим информация о достижениях является доступной и открытой для всех участников образовательного процесса. Система работы учреждения предусматривает совместное с семьей определение перспектив, параллельные действия, взаимное дополнение и взаимную коррекцию. Все это находит отражение в работе с родителями, заседаниях родительского комитета дошкольного учреждения, совета ДОУ. Каждый сотрудник детского сада участвует в организации работы с родителями, выработке совместно с родителями общих целей и задач деятельности. Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний. Реализация модели позволяет добиться следующих результатов: -создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным; - достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей; -снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей; -признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка; – гармонизация детско-родительских отношений; – повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения. Модель социально - педагогического партнерства семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Она ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения. Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность для разработки данной модели. Формы работы с семьей в МКДОУ детский сад № 52 Мероприятия Родительские собрания в группах Задачи Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей, научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы. Адаптационный период для детей Задача: Обеспечить наиболее комфортные раннего возраста условия адаптации малыша и его родителей к условиям ДОУ. В течение одного-двух месяцев воспитатель группы дает советы родителям, как безболезненно преодолеть адаптационный период. Педагогический центр Задача: дать конкретные знания родителям в той или иной области педагогики. Фотоальбом "Давай Задача: познакомить ребенка и его родителей с познакомимся" детским садом еще до прихода ребенка в детский сад. При первом посещении родителям ДОУ предлагаем для просмотра фотоальбом с фотографиями и информацией о детском саде. Плакаты «Моя семья», «Мои Задача: привнести часть семейного тепла в стены семейные традиции», Фотоальбом детского сада. "Моя семья" В уголке уединения лежит семейный альбом. Если ребенку грустно, он всегда может взять его и посмотреть на фотографию своей семьи. Ваши добрые дела Выставки детско-родительского творчества Анкетирование Информационные стенды Папки – передвижки, буклеты Медиаплан «Чем мы сегодня занимались» Задача: поощрять участие родителей в том или ином мероприятии, выражать благодарность за любую оказанную помощь. Задача: способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности. Организация выставок, на которых представлены результаты художественноэстетической деятельности родителей и детей (рисунки, фотоматериалы, поделки). Задача: сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения в ДОУ Задача: информировать родителей: - о программе воспитания и развития детей в детском саду; - об услугах ДОУ Задача: ознакомление родителей с различной информацией. Задача: информировать родителей о произошедших за день мероприятиях в детском саду, в группе Список использованной литературы: 1. Антонова Т.С. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка/ Т.С. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина//Управление дошкольным образованием.-2003.-№4-с.80-84. 2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. //Управление ДОУ 2002г., № 4. - 66с. 3. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика - Синтез, 2007 167с. 4. Евдокимова Е.С. Управление детского сада и семьи/ Е.С. Евдокимова//Управление дошкольным образовательным учреждением.- 2008.-№5.-с.8-15. 5. Доронова Т.Н. О взаимодействии ДОУ с семьей/ Т.Н. Доронова//Дошкольное воспитание.-2004.-№3.-С.13-90.