Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 пгт. Дружинино 623060, Свердловская область, Нижнесергинский район, пгт.Дружинино, ул. Железнодорожников 7а ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: На заседании Педагогического совета Заведующий МКДОУ детский сад № 52 МКДОУ детский сад № 52 _______________ Т.А. Королева Протокол № 1 от 29.08. 2024г. Приказ № 236 от 29 августа 2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Речевичок» пгт. Дружинино, 2024г. Содержание Раздел 1.Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи программы 1.2. Условия реализации программы 1.3. Планируемые результаты 2.Учебный план 3.Календарный учебный график 4.Содержание программы 5. Календарно - тематический план 6.Оценочный и методический материал 7.Литература страница 3 3 4 4 5 6 6 11 15 17 2 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1.Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Речевичок» - модифицированная (адаптированная) образовательная программа дошкольного образования социально-педагогической направленности. Она обеспечивает полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи. Это обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем, при обучении в массовой школе, а также его социализации. Программа составлена на основе нормативных документов: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно – нравственных ценностей». Федеральный закон от 24 сентября 2022г. № 371 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 Обновленный ФГОС дошкольного образования в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022г. № 955 (зарегистрирован в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264). Санитарно-эпидемиологические требования - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022г. № 1028, зарегистрирован в Минюсте России 28 декабря 2022г. регистрационный № 71847) Устав ДОУ Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ детский сад № 52. Актуальность программы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция. Исследования в области коррекционной педагогики показывают, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-7 лет, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной речи. У таких детей отмечаются выраженные отклонения в 3 формировании как произносительной стороны речи, так и ее восприятия, и их готовность к обучению в школе во многом зависит от своевременного преодоления этих недостатков речи. 1.1. Цели и задачи программы Цель программы: организация индивидуальной коррекционно- развивающей работы по своевременному устранению речевых недостатков и развитию коммуникативной функции речи у детей дошкольного возраста, а также осуществление полноценного личностного и социального развития дошкольников, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьной программы. Задачи программы: обеспечить полноценное овладение детьми фонетическим строем языка, исправление произношения звуков, воспитание артикуляционных навыков, развитие слоговой структуры слов; развивать общие речевые навыки (дыхание, голос, дикция); интенсивно развивать фонематические процессы (работа над фонематическим восприятием, анализом и синтезом звукового состава речи с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения); активизировать, уточнить и пополнить словарный запас детей; формировать грамматический строй речи детей; развивать связную речь (обучение составлению различных типов текстов, совершенствование навыков смыслового программирования и языкового оформления связного высказывания); подготовить к обучению грамоте (профилактика дисграфии и дислексии); -развивать коммуникативную функцию речи с целью социализации и адаптации детей к жизни в обществе; воспитывать любовь к родному языку, формировать общую культуру учащихся. 1.2. Условия реализации программы. Программа рассчитана на два года обучения (при Общем недоразвитии речи III уровня развития речи), на один год обучения (при Фонетико- фонематическом недоразвитии речи). Продолжительность учебного года с октября по май. В неделю проводится два занятия. Продолжительность занятия зависит от возраста ребенка и соответствует нормам СанПиН: старшая группа - 25 минут, подготовительная группа 30 минут. В процессе совместной деятельности с детьми логопед использует индивидуальную форму работы. Учащиеся зачисляются в группу по заявлению родителей и после собеседования с учителем-логопедом с целью установления уровня развития речи учащегося. Последовательность устранения выявленных нарушений звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка. Занятия проводятся в кабинете учителя-логопеда. Материально-техническое обеспечение программы: стол логопедический с зеркалом; 4 зонды постановочные, шпатели; картотеки предметных картинок (на звуки, на слоговую структуру, на лексические темы); наборы символов для звукового анализа слов; карандаши; картотеки речевого материала для автоматизации и дифференциации звуков; -картотеки речевого материала для коррекции лексико-грамматического строя речи. 1.3.Планируемы результаты освоения программы. В итоге логопедической работы дети должны научиться: понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы; - фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи, дифференцировать на слух звуки речи; правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ; владеть элементарными навыками пересказа; владеть навыками диалогической речи; -владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно ласкательных и увеличительных форм существительных и др.; грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно; использовать в спонтанном общении слова различных лексикограмматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.); владеть простыми и сложными формами языкового анализа и синтеза (определение места звука в слове, определение последовательности и количества звуков в слове, определение количества слогов в слове, количества и последовательности слов в предложении). 5 2. Учебный план № п/п 1 2 3 4 5 6 2.1. Учебный план 1 года обучения Название раздела, темы Количество Формы контроля занятий Всего Развитие общих речевых навыков Фронтальная/индивидуальная Коррекция звукопроизношения 31 Фронтальная/индивидуальная Работа над слоговой структурой Фронтальная/индивидуальная слова Развитие фонематического анализа, Фронтальная/индивидуальная синтеза, представлений Лексико-грамматический строй речи 31 Фронтальная/индивидуальная Развитие связной речи Фронтальная/индивидуальная 2.2. Учебный план 2 года обучения № п/п Название раздела, темы 1 Развитие общих речевых навыков 2 Коррекция звукопроизношения 3 Работа над слоговой структурой слова 4 5 Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений Подготовка к обучению грамоте 6 Лексико-грамматический строй речи 7 Развитие связной речи Количество занятий Всего 31 31 Формы контроля Фронтальная\индивид уальная Фронтальная\индивид уальная Фронтальная\индивид уальная Фронтальная\индивид уальная Фронтальная\индивид уальная Фронтальная\индивид уальная Фронтальная\индивид уальная 6 3. Календарный учебный график Год обучения 1 год 2 год Дата начала Дата обучения по окончания программе обучения по программе 1 октября 31 мая 1 октября 31 мая Всего учебных недель Количество занятий Режим занятий 31 62 31 62 2 раза в неделю 2 раза в неделю Содержание программы Логопедические занятия предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе. Основными задачами этих занятий являются: 1. Развитие понимания речи; воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка; формирование обобщающих понятий; формирование практических навыков словообразования к словоизменения; умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур. 2. Формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза. 3. Обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ-описание. Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности. Логопед индивидуально работает над выработкой точных, координированных движений речедвигательного аппарата, уточнением правильного произношения имеющихся звуков, вызыванием отсутствующих звуков и развитием 4. 7 фонематического слуха. Коррекция звуков и слоговой структуры позволяет добиться необходимой четкости и внятности речи. В то же время, произношение и восприятие звуков, улучшая воспроизведение структуры слова, логопед подготавливает основу для понимания речи, грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения. На индивидуальных занятиях по формированию правильного звукопроизношения проводится серия специальных упражнений по преодолению затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры. Одновременно на индивидуальных занятиях проводятся упражнения по развитию фонематического восприятия: детей учат слышать звук в ряду других звуков, слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие звука в слове. Все это подготавливает детей к умению выделять ударный гласный в начале слова (Аня, утка), запоминать и воспроизводить сочетания из 2—3 гласных звуков (а у и), определять количество произнесенных звуков и их последовательность (какой звук по порядку: первый, второй или третий?). В процессе занятия логопед пользуется терминами «звук—слово». 1 год обучения Развитие общих речевых навыков Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки). Работа над постановкой диафрагмального дыхания. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. 1. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков ([м][м], [д]-[д], [н]-[н], [в]-[в], [г]-[г], [п]-[п], [т]-[т], [ф]-[ф], [к]-[к], [х]-[х]). 2. Подготовка артикуляторного аппарата к постановке звуков. 3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа). 4. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Работа над слоговой структурой слова 1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост). 2. Работа над двухсложными без стечения согласных (муха, домик). 3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек). 4. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость). 5. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана). 6. Закрепление слоговой структуры двухсложных слов со стечением согласных. 8 7. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных (крапива, пылинка, карандаи). Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений 1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки). 2. Знакомство со звуками [м], [б], [д], [г], [в], [н]. 3. Выделение ударного гласного в словах. 2. Подбор слов на гласные звуки. 3. Анализ звукосочетания : [ау], [уа], [иа]. 4. Звуковой анализ слов :ам, ум, му, мы, да, он, на, но, ну. 5. Определение наличия звука в слове («Хлопни в ладоши, если есть этот звук в слове) - на материале изученных звуков. 6. Выделение гласных звуков в конце слова под ударением (пила, кино, усы, пишу, носки). 7. Выделение гласных звуков в трехзвуковых словах (мак, дом, сук, мышь,кит 8. Знакомство со звуками [п], [т], [к], [ф], [х], [с]-[с'], [з]-[з'], [ц], [ш], [ж]. 9. Дифференциация изученных твердых и мягких согласных звуков в изолированном положении, в слогах, словах. 10. Выделение твердых и мягких согласных звуков в начале и в конце слова (дом, лес, день,лось). 11. Знакомство со звуками [щ], [ч], [й], [л]-[л'], [р]-[р']. 12. Анализ трехзвуковых слов с гласными [а], [о], [у], [ы], [э], [и], составление схемы слова (ива, осы, уха, эхо, мак, кот, душ, сыр, кит и др.) 13. Дифференциация на слух парных согласных [б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д][т], [ж]- [ш], [з]-[с] в словах (бочка-почка, уточка-удочка и тд.) Грамматический строй речи 1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа. 2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. 3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут). 4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже. 5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои. 6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т.п. 7. Согласование числительных два и пять с существительными. 8. Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного числа. 9. Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже множественного числа 10. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже 9 11. Практическое употребление простых предлогов места (в, на, за, под, над), и движения (в, из, к, от, по). 12. Образование притяжательных прилагательных по теме «Дикие и домашние животные», образование относительных прилагательных по темам II периода обучения 13. Образование глаголов движения с приставками 14. Образование существительных единственного и множественного числа по теме «Дикие и домашние животные» 15. Согласование числительных два и пять с существительными Развитие связной речи 1. Составление простых распространенных предложений. 2. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. 3. Обучение детей составлению описательных рассказов по темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Деревья», Перелетные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Мебель». 4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений). 5. Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ). 6. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы. 2 год обучения Развитие общих речевых навыков 1.Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата. 2.Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки). 3. Работа над постановкой диафрагмального дыхания. 4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом. 5. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей. 6.Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. Звукопроизношение 1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики). 2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков ([м]-[м'], [б]-[б'], [д]-[д'], [н]-[н'], [в]-[в'], [г]-[г'], [п]-[п'], [т]-[т'], [ф]-[ф'], [к]-[к'], [х][х']) 3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа). 4. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Работа над слоговой структурой слова 10 (индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков) 1.Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост). 2. Работа над двухсложными без стечения согласных (муха, домик). 3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек). 4. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость). 5. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш). Закрепление слоговой структуры двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных. 6. Работа над слоговой структурой двух-, трех-, четырех-, пятисложных слов со сложной звукослоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, электричество). Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложений) 1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки). 2. Знакомство с гласными звуками : а, о, у, э, ы, и. 3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.) 4. Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол) . 5. Подбор слов на гласные звуки. 6.Знакомство с согласными звуками : [м]-[м'], [б]-[б'], [д]-[д'], [н]-[н'], [в]-[в'], [г]-[г'], [п]-[п'], [т]-[т'], [ф]-[ф'], [к]-[к'], [х]-[х']. 7.Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, середина, конец). 8.Знакомство с понятиями «гласный звук», «согласный звук», «звук» и «буква», «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». 1. Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо) 2. Полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак) 3. Знакомство с буквами А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, В,Ф, Г, К, Х, П ,Т. 4. Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами. 5.Знакомство со звуками [с]-[с'], [з]-[з'], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч] и буквами С, З, Ц, Ж,Ш,Щ,Ч. 6.Учить полному звуковому анализу слов типа : мука ,шкаф ,аист ,кошка (на материале изученных звуков). 7.Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твердые согласные синим, а мягкие зеленым цветом). 8.Учить детей преобразовывать слова путем замены или добавления звука. 9.Учить детей делить слова на слоги, ввести понятие «слово», «слог как часть слова». 10.Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы предложения без предлогов, а затем с простыми предлогами. 11.Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв. 11 12.Знакомство со звуками [й], [л], [л'], [р], [р']. Знакомство с буквами Й, Л, Р, Ь, Е, Ё, Ю. 13.Обучать звуковому анализу слов из 3-6 звуков без наглядной основы, подбору слов по моделям. 14..Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений. Грамматический строй речи (по лексическим темам 1 периода обучения) 1.Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа. 2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. 3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут) 4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. 5.Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои. 6.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме (Овощи, фрукты). 7.Согласование числительных два и пять с существительными. 8.Закрепить употребление падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе. 9. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. 10. Согласование существительных с числительными. 11. Образование названий детенышей животных. 12.Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам) 13.Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. 14.Уточнение значения предлогов места (в, на, под ,над ,у, за ,перед) и движения (в, из, к, от ,по, через ,за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов. Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов. 16.Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет, кашевар). Развитие связной речи 1.Составление простых распространенных предложений. 2.Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. 3.Обучение составлению описательных рассказов по темам: Овощи, Фрукты, Деревья, Перелетные птицы, Дикие животные, Посуда, Мебель. 4.Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений). 5.Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ). 6.Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы. 7.Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин. 12 8.Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта. 9.Составлние различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. 10.Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов. 5. Календарно-тематический план 13 Месяц Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель 1-й год обучения Неделя Количество Темы занятий занятий 1-я 2 1. Овощи, фрукты 2. Гласные звуки 2-я 2 1.Грибы, ягоды 2.Звуки [м] - [м'] 3-я 2 1. Осень 2. Звуки [п] - [п'] 4-я 2 1. Домашние животные 2. Звуки [б] - [б'] 1-я 2 1. Перелетные птицы 2. Звуки [т] - [т'] 2-я 2 1. Одежда, обувь, головные уборы 2. Звуки [д] - [д'] 3-я 2 1. Мебель 2. Звуки [н] - [н'] 4-я 2 1. Посуда 2. Звуки [в] - [в'] 1-я 2 1.Зима 2. Звуки [ф] - [ф'] 2-я 2 1. Зимующие птицы 2. Звуки [г] - г'] 3-я 2 1. Как звери зимуют 2. Звуки [к] - [к'] 4-я 2 1.Новый год 2.Звуки [х] - [х'] 2-я 2 1. Продукты питания 2. Звуки [с] - [с'] 3-я 2 1. Зимняя одежда 2. Звуки [з] - [з'] 4-я 2 1. Зимние забавы 2. Звук [ш] 1-я 2 1. Дикие животные 2. Звук [щ] 2-я 2 1. Транспорт 2. Звук [ц] 3-я 2 1. Профессии на транспорте 2. Звук [ч] 4-я 2 1. Зима 2. Звуки [с] - [з] 1-я 2 1. Весна, 8 марта 2. Звуки [с] - [ш] 2-я 2 1. Весенние с/х работы 2. Звуки [с] - [ц] 3-я 2 1. Перелетные птицы 2. Звуки [ч] - [т'] 4-я 2 1.Профессии 2.Звуки [ч] - [щ] 1-я 2 1. Наш город ПДД 2. Звуки [ш] - [щ] 14 Май 2-я 2 3-я 2 4-я 2 1-я 2 2-я 2 3-я 2 4-я 2 1. 2. 1. 2. 1. 2. 1. 2. 1. 2. 1. 2. 1. 2. День космонавтики Звуки [л] - [л'] Рыбы Звуки [л] - [й] Весенние цветы Звуки [л] - [в'] Насекомые Звуки [р] - [р'] Праздник Победы Звуки [р] - [л] Спорт Буквы а-я Лето Буквы у-ю 15 2 –й год обучения Месяц Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Неделя 1-я Количество занятий 2 2-я 2 3-я 2 4-я 2 1-я 2 2-я 2 3-я 2 4-я 2 1-я 2 2-я 2 3-я 2 4-я 2 2-я 2 3-я 2 4-я 2 1-я 2 2-я 2 3-я 2 4-я 2 1-я 2 2-я 2 3-я 2 4-я 2 Темы занятий Овощи, фрукты Гласные звуки Хвойные и лиственные деревья Звуки [м] - [м'] Осень Звуки [п] - [п'] Домашние животные Звуки [б] - [б'] Перелетные птицы Звуки [т] - [т'] Одежда, обувь, головные уборы Звуки [д] - [д'] 1.Дом, мебель 2.Звуки [н] - [н'] 1. Посуда 2. Звуки [в] - [в'] 1.Зима 2. Звуки [ф] - [ф'] 1. Зимующие птицы 2. Звуки [г] - г'] 1. Как звери зимуют 2. Звуки [к] - [к'] 1.Новый год 2.Звуки [х] - [х'] 1. Продукты питания 2. Звуки [с] - [с'] 1. Ателье 2. Звуки [з] - [з'] 1. Зимние забавы 2. Звук [ш] 1. Дикие животные 2. Звук [щ] 1. Транспорт 2. Звук [ц] 1. Профессии на транспорте 2. Звук [ч] 1. Зима 2. Звуки [с] - [з] 1. Весна, 8 марта 2. Звуки [с] - [ш] 1. Весенние с/х работы 2. Звуки [с] - [ц] 1. Перелетные птицы 2. Звуки [ч] - [т'] 1.Профессии 1. 2. 1. 2. 1. 2. 1. 2. 1. 2. 1. 2. 16 Апрель Май 1-я 2 2-я 2 3-я 2 4-я 2 1-я 2 2-я 2 3-я 2 4-я 2 5-я 2 2.Звуки [ч] - [щ] 1. Наш город ПДД 2. Звуки [ш] - [щ] 1. День космонавтики 2. Звуки [л] - [л'] 1. Рыбы 2. Звуки [л] - [й] 1. Весенние цветы 2. Звуки [л] - [в'] 1. Насекомые 2. Звуки [р] - [р'] 1. Праздник Победы 2. Звуки [р] - [л] 1. Спорт 2. Буквы а-я 1. Времена года 2. Буквы о-ѐ 1. Лето 2. Буквы у-ю 6. Оценочный и методический материал Система контроля результативности обучения. Контроль за усвоением материала обучающимся проводится в форме наблюдения. При этом учитель- логопед ориентируется на целевые ориентиры. 1 год обучения. Ребенок: проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели; понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств; употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств и качеств; использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией; различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи; использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами; пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ; составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта; различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки; владеет простыми формами фонематического анализа; использует различные виды интонационных конструкций. 2 год обучения. Ребенок: обладает сформированной мотивацией к школьному обучению; 17 усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира; употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные; умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением; умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого); правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели; умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова; умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использование подчинительных союзов; составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания; умеет составлять творческие рассказы; осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам; владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза; владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»; осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных); умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений; знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить; правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом); воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста). Используемые технологии: технология логопедического массажа (О.И.Крупенчук, С.Томилина); здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, массаж и самомассаж); фонетическая ритмика; психогимнастика; информационные технологии; -элементы мнемотехники. 18 Литература Направление логопедической работы Общие речевые навыки, артикуляция, звукопроизношени е Лексикограмматический строй речи Список литературы, учебно-методические пособия, методические разработки Пособия и материалы: 1. Комплект зондов для постановки звуков (по Ф.Рау) 2. Комплект зондов для артикуляционного массажа (Т.А.Воробьева, О.И.Крупенчук, Новикова, С.Томилина) 3. Перчатки виниловые. 4. Комплект заменителей зондов. 5. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, бумажные салфетки, спирт. 6. Дыхательные тренажеры. 7. Игрушки, пособия для развития дыхания (вертушки, бумажный дождик, рыбки, карусель и т.п.). 8. Стол логопедический. 9. Стерилизатор ультрафиолетовый GERMIX. 10. Картотеки предметных и сюжетных картинок на звуки. Методическая литература: Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. - М., 2020. Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь: Картотека заданий для автоматизации звуков - СПб., 2019 Османова Г.А. Позднякова Л.А. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений. - СПб., 2018. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков 5 - 6 лет. - СПб., 2018 Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков 6 - 7 лет. - СПб., 2018 Пособия и материалы: 1) Дидактические игры: Играйка №1, Играйка №2 Игротека «Волшебная посуда» Игротека «В мире животных и птиц» Игротека «На лесной поляне» Игротека «Кого везут в зоопарк?» Игра «Волшебная палочка» Игра «Собери букет» Домино «Один-много» Игры «Профессии» (Мини-игры) Игра «В гостях у сказки» Игра «Накорми животных», «Найди маму» (Домашние животные) Игра «Кто чем питается» (Животные нашего леса) Игра «Во саду ли, в огороде» Игра «Что из чего сделано» Игра «Свойства» Игра «Лото «Кем быть?» (Десятое королевство) Методическая литература: Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико- грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - С-Пб., 2013. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1-3. М. - 2018 Лалаева Р.И. Серебрчкова Н.В. Формирование лексико- грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб., 2018. 19 Фонематические функции, языковой анализ, синтез, представления, подготовка к обучению грамоте Пособия и материалы: 1) Дидактические игры: «Расшифруй слова» «Прочитай по первым буквам» «Логопедическое лото» «Ребусы» «Звонкий - глухой» Логопедическое лото «Говори правильно звук [л']» Игра «Волшебные часы» 2) Раздаточный материал для работы по развития языкового анализа и синтеза (карточки для определения места звука в слове, фишки (красные, синие, зеленые), полоски для составления схем слов, предложений). 3) Кассы букв. Методическая литература: 1)Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. - С-Пб., 2018 2)Колесникова Е.В. От звука к букве: Демонстрационный материал и методические рекомендации для обучения звукобуквенному анализу детей 5 - 7 лет. - М.,2019 3) Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. - М., 2019 4) Новикова Е.В. Логопедическая азбука : от звука к слову (1). - М., 2019. 5) Новикова Е.В. Логопедическая азбука : от слова к предложению (2). - М., 2019. 6) Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения. - М., 2018. Слоговая структура Пособия и материалы: Дидактические игры: - Дидактическая игра для развития слогового анализа «Избушка» - «Делим слова на слоги» - Игра «Составь слово» (Игры в кармашке) - Слоговая структура слова (картинный материал (Н.С.Четвертушкина) - Слоговое лото (комплект игр) Методическая литература: 1) Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - СПб., 2018 2) Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников. - СПб., 2018. 3) Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: Система коррекционных упражнений для детей 5 - 7 лет. - М., 2018. Связная речь Пособия и материалы: Игра «Откуда хлеб на столе» Игра «Что из чего» Игра «Мои первые предложения» Игра «Скажи поразному» (Игры в кармашке) Дидактическая игра «Времена года» Дидактическая игра «Погода и мода» Схемы - алгоритмы для составления рассказов. Схемы - алгоритмы для заучивания стихотворений. Методическая литература: 20 Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет. Альбом 1-3. - М, 2019. 2) Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М., 2018. 3) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико- семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. - М., 2018 4) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико- семантической теме «Зима» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. - М., 2018 5) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико- семантической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. - М., 2018. 6) Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. - СПб., 2019. 1) 21