Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 623060, Свердловская область, Нижнесергинский район, пгт.Дружинино, ул. Железнодорожников 7а ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: На заседании Педагогического совета Заведующий МКДОУ детский сад № 52 МКДОУ детский сад № 52 _______________ Т.А. Королева Протокол № 1 от 29.08. 2024г. Приказ № 236 от 29 августа 2024г. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Разноцветный мир» пгт. Дружинино, 2024г. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Разноцветный мир» - пгт. Дружинино - 2024 г. Составители: Еченеева Н.С., педагог дополнительного образования МКДОУ детского сада № 52 Редакторы: Королева Т.А. – заведующий МКДОУ детского сада № 52, Кулик Ю.Н. – заместитель заведующего по УВР МКДОУ детского сада № 52 Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Разноцветный мир» обеспечивает развитие у детей 5-7 лет художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоциональночувственного внутреннего мира. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Разноцветный мир» обеспечивает вариативность образовательного маршрута в соответствии с интересами и способностями воспитанников, направлена на удовлетворение конкретных образовательных потребностей родителей как заказчиков образовательных услуг. 2 Введение 1 Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка 1.1.1.Основные цели и задачи реализации программы по дополнительному образованию 1.1.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными образовательными областями 1.1.3.Основные принципы организации проведения образовательной работы 1.1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста 1.2 Планируемые результаты освоения Программы 2. Содержательный раздел 2.1.Формы и методы реализации основных задач Программы 2.2.Приемы и методы для освоения Программы 2.3.Календарно-тематическое планирование 2.4.Учебно-тематическое планирование 3. Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы «Разноцветный мир» 3.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию Программы 3.3. Расписание занятий 5 5 7 7 8 10 11 12 12 39 42 44 44 3 ВВЕДЕНИЕ Направленность дополнительной образовательной общеразвивающей программы – художественно- эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Личностно-ориентированная модель педагогики, обозначенная в проекте современного стандарта дошкольного воспитания – основа индивидуального воспитания и развития ребенка, которая максимально реализуется в условиях практики. Большое место в работе с детьми в ДОУ занимает художественная деятельность (изобразительная, художественный ручной труд), т.к. по всей специфике она творческая, а следовательно – развивающая. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого – изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проявления творчества всегда индивидуальны! Творческая деятельность особо значима в целостном личностном развитии ребенка. В процессе творческого развития совершенствуется образное восприятие, мышление, аналитические способности, зрительная память, воображение, ловкость рук, познавательные способности на уровне потребностей. Формируются так же личностные качества, такие как самостоятельность (исполнительская и творческая), активность (интеллектуальная, практическая, эмоциональная, эстетическая), инициатива (продуктивно-творческая, индивидуальноличностная) важна для успешной готовности к учебной деятельности и адаптации ребенка к школе. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа углубляет содержание и обеспечивает качество реализации разделов по изобразительной деятельности и художественному ручному труду. В программе «Разноцветный мир» представлен методический материал, позволяющий организовать занятия, совместную и досуговую деятельность с детьми дошкольного возраста по художественно- изобразительной деятельности и ручному труду. Используя различные материалы (природные, разнофактурную бумагу, ткани и т.д), нетрадиционные техники рисования, рисование песком и способы работы с ними, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, которые можно использовать в дизайне, делать подарки и открытки. Нетрадиционные техники изображения демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа 4 у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Разноцветный мир» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественноэстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с ручным трудом с разнообразием нетрадиционных способов рисования, рисованием песком на световых столах, их особенностями, многообразием материалов. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Практическая значимость Программы. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс – это настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь». Разработка рабочей программы «Разноцветный мир» обусловлена следующими нормативно-правовыми документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 5 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва); Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного 54 врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СаНПиН» 2.4.3049-13). Положение о кружковой работе. Приказ об организации кружковой работы ДОУ. 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка. 1.1.1. Основные цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию. Целью Программы является целенаправленное личностное интеллектуально-творческое, индивидуальное, субъективное развитие детей в условиях развивающей технологии на основе вариативности с использованием нетрадиционного материала и разнообразных нетрадиционных техник изображения. Основные задачи Программы: Знакомить с нетрадиционными вариативными техниками и способами изображения, осваивая элементы, способы экспериментирования с предметами, материалами, цветом; Развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность; Развивать сенсорные способности, целенаправленное, образное восприятие; Развивать способность видеть, эмоционально откликаться на прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведениям искусства, Использовать активизирующие приемы и ситуации в работе с детьми с целью формирования устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности; Развивать трудовые навыки, мелкую моторику рук ребенка, приучать к точным движениям пальцев 6 Развивать внимание, память, глазомер; Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества; Воспитывать художественную самостоятельность (замысел, поиск способов, перенос навыков в разные условия). Развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени; Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Данная образовательная программа рассчитана на два учебных года. Особенности возрастной группы детей. Набор детей в группу производится в свободном порядке. Занятия проводятся по группам. Наполняемость – до 12 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми. Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей. Первый год обучения дети 5–6 лет Старший дошкольный возраст Второй год обучения дети 6–7 лет Подготовительная к школе группа Формы и режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня в рамках работы группы «Разноцветный мир». Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет: Первый год обучения Дети лет 5-6 Старший дошкольный возраст Второй год обучения Дети лет 6-7 Подготовительная к к школе группа 25 минут (один академический час) 30 минут (один академический час) 1.1.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития образовательными областями ребенка, представленными 7 Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной Программы является то, что Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей. Художественно-эстетическое развитие - «Музыка» - слушание музыкальных произведений, умение создать образ, почувствовать настроение, характер музыки и передать в своей работе выражение собственных чувств; Познавательное развитие - «Ознакомление с окружающим миром» использование знаний, полученных на занятиях по окружающему миру; Речевое развитие - «Развитие речи» и «Ознакомление с художественной литературой» - использование художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям; развитие монологической образной речи при описании своей работы, работ товарищей, произведений художников. Познавательное развитие «Формирование элементарных математических представлений» - использование ориентировки в пространстве, на листе бумаги, во времени; умение соотносить предметы по величине; Настоящая Программа состоит из взаимосвязанных разделов, каждый из которых решает свою задачу, имеет определенную цель, с использованием содержания: Нетрадиционные техники изображения: рисование пальчиками, мятой бумагой, по мятой бумаге, набрызгиванием, рисование акварелью по мокрому слою бумаги, тампонирование, рисование тычком полусухой щетинистой кистью, печатание, оттиск, рисование свечой и восковым мелком + акварель, выдувание, мозаика (обрывная, крошка сухих листьев, резанные цветные карандаши). Знакомство с природным материалом растительного происхождения: солома, пух, крупа, опилки, листья, цветы, шишки; Знакомство с природным материалом натурального происхождения: песок, камни, ракушки. Знакомство с приемами аппликации (бумажные салфетки, конфетные, обертки, полоски цветной бумаги, нитки, соль, бросовый материал, ткань, крупа). Лепка (соленое тесто, глина). Обучение техники рисования песком на световых столах. Все эти разделы отражены в календарно-тематическом планировании по возрастным группам с отраженными в них задачами. 1.1.3. Основные принципы организации проведения образовательной работы. • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 8 •построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; • сотрудничество Организации с семьёй; • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); • учёт этнокультурной ситуации развития детей. Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности: • принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом; • принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной, музыкальной, музыкально – ритмической и др. деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов; • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего); • принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта; • принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений; • принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа; • принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости). 1.1.4. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей от 5 до 7 лет. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования художественно-эстетического отношения к жизни». Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном и младшем 9 школьном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы. В возрасте 5-6 лет происходит усвоение детьми системы сенсорных эталонов, которое существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов. От способов обследования зависит структура формируемых образов. Развивается мелкая моторика, позволяя работать с мелкими предметами, контролировать работу кисти, пальцев. Формируются художественные предпочтения. Сенсорная культура имеет большое значение для художественноэстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно – выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм. В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник может различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (красный и тёмно-красный), так и по цветовому тону (зелёный и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы — ребёнок успешно различает как основные геометрические формы, так и их разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. 10 Вместе с тем развитие способности к продуктивному творческому воображению и в этом возрасте нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослых. Без него сохраняется вероятность того, что воображение будет выполнять преимущественно аффективную функцию, т. е. оно будет направлено не на познание действительности, а на снятие эмоционального напряжения и на удовлетворение нереализованных потребностей ребёнка. Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса. Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания. Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства. 1.2. Планируемые результаты освоения Программы. Первый год обучения (5-6 лет) Изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др. Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета. Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, восковые мелки+ акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочки, песком. Рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию. Освоение приемов работы с природным материалом в нетрадиционных техниках изображения. Особенности соленого теста и глины, уметь разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; отламывать от большого куска теста, глины маленькие кусочки, скатывать в шарики, раскатывать в столбики, колбаски. Работать в коллективе. Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы. Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов. Второй год обучения (6-7 лет) Рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию. Проявлять фантазию и творческое мышление дорисовывая предложенные пятна, линии, точки. Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, восковые мелки+ акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочки, песком, монотопия, трафарет, по мокрому, граттаж. 11 Работать с фетром. Лепить из целого куска теста, глины, сглаживают поверхности формы. Работать в коллективе. Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция). Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+ акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочкой, граттаж (черно-белый, цветной), монотипия. Рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию. Проявлять фантазию и творческое мышление дорисовывая предложенные пятна, линии, точки. Различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционного изобразительного искусства. Создавать аппликацию с помощью ткани, фетра. Подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету). Выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца. Использовать в работе приемы различных техник (аппликация, пластилинография и т.п.). Овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании песком на световых столах; гармоничное сочетание линий, цвета и тени. Работать в коллективе. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Формы реализации Программы являются внешними выражениями содержания дошкольного образования, способами его существования. 2.1. Форма и методы реализации основных задач Программы. Групповая и индивидуальная работа с детьми; Выставки творческих работ в группе и в ДОУ; Публикация информации на сайте ДОУ; Оформление развивающей предметно-пространственной среды; Фотовыставки; Видео или слайд – шоу; 2.2. Приемы и методы для освоения Программы. Для освоения программы используются разнообразные приемы и методы: Словесный (беседа, объяснение, познавательный рассказ); Наглядный (картины, схемы, образцы, рисунки); Игровой (дидактические, развивающие, подвижные игры); Метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание). 12 2.3. Календарно-тематический план Структурной особенностью Программы является блочно– тематическое планирование, что способствует лучшему усвоению программы детьми, дает возможность вызвать интерес ребенка к различным материалам, развивать творческие способности детей, используя в художественной деятельности различные приемы работы, изобразительные средства, а также позволяет каждому ребенку отработать предметные действия, почувствовать уверенность в освоении техники и материала: I блок –Лепка (глина, соленое тесто), аппликация; II блок – Нетрадиционные техники изображения (рисование, пластилинография, ниткография); III блок –Рисование песком на световых столах. Рабочая программа является открытой и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости. Календарно-тематический план старшая группа (5-6 лет) Раздел № Темазанятий п\п 1 Аппликация «Золотая осень» 2 3 1 «Разноцветный лес» 2 «Улитка» Нетрадиционные техники, материалы 4 Октябрь Засушенныеосенние листики, цветная бумага Аппликация из крупы 3 «Сладкийарбуз» Аппликация мозаика из семечек и бумаги Программные задачи 5 Учить приемам работы с засушенными листьями. Продолжать знакомить с нетрадиционными способами выполнения аппликации. Продолжать знакомить детей с техниками аппликации, аппликативная мозаика, Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа. Развивать воображение, мелкую моторику. 13 4 «Гриб-мухомор» Ниткография Итого Лепка «Что нам Продолжать знакомить детей снетрадиционной техникой –ниткография. Развиватьтворчество, фантазию. Воспитывать любовь к природе, интерес к природным явлениям, эмоциональную отзывчивость. 5 «Мои любимые Аппликация из Продолжать знакомить животные» бросового материала детей стехниками (крышки отаппликации,работать с бутылочек) бросовым материалом. 6 «Зонтик» Объемнаяаппликация Учить детей создавать объемнуюподелку из бумаги. Расширять представления детей об окружающем мире. Учить сохранять целостность восприятия присоздании поделки. 7 «Грозди Аппликация из круп Продолжать учить детей винограда» наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок. Развивать творчество, мелкую моторику рук. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. 8 Коллективная Аппликация изфетра Учить детей работать с работа «Пицца» фетром, вырезать, Занятие 1 композиционной раскладке, работать в коллективе. 9 Коллективная Аппликация изфетра Учить работать в работа «Пицца» коллективе, доделывать Занятие 2 работу до конца 9 занятий в месяц Ноябрь 1 «Ежик» Тестопластика Продолжать знакомство с соленым тестом. 14 осень подарила» 2 «Веткарябины» Тестопластика 3 «Кленовый лист» 4 «Тарелочка» 5 «Букет цветов длямамы» Занятие 1 6 «Букет цветов длямамы» Занятие 2 7 «Бараночкикрендельки» 8 Совместная работа «Хлеб всемуголова» Итого Учить детей точно передавать форму, величину и другие особенности ветки рябины. Развивать творчество, трудолюбие, желание доделать поделку доконца. Лепка из глины Продолжать знакомить с техникой лепки из глины Лепка из глины с Учить использовать в использованием работевспомогательные трафаретов, материалы, инструменты, отпечатков разными развиваем воображение, материалами свободасамовыражения. Тестопластика Продолжать отрабатывать умениелепить на картонной основе при помощи теста, отламывать небольшими кусочкамии расплющивать на картоне, сделать фон, листья, лепестки); Раскрашиваемготовое Учить доделыватьработу до изделие конца Тестопластика Тестопластика. Хлебная корзинка Способствовать углублению интереса детей к предметной лепке из теста; учить детей лепить хлебные изделия различной формы, украшать свои изделия; воспитывать желание радоваться результатам своего труда, делать приятноедругим; учить детей бережливости («Каждую крошку в ладошку»). Уметь работать вкоманде. 8 занятий в месяц Декабрь 15 Нетра дицио нные техники изобра жения «В ожидании нового года» 1 «Первыйснег» Монотопия, рисование пальчиками, мятой бумагой 2 «Ёлочки Печатание поролоном зелёные встали потрафарету хоровод» Знакомить техникой монотипия. с Знакомить с техникой печатания поролоном по трафарету, передача в данной технике фактуры пушистых ёлок. Свободный выбор способов изображения снега (губкой, пальчиком, ватными палочками, кистью). 3 «Кружатся Свеча+акварель Продолжать работать с снежинки в техникойрезерва из воздухе свечи всочетании с морозном…» акварелью.Рисование в даннойтехнике снежинок ввоздухе, предварительно сделав набросок простым карандашом. 4 Красиваяшубка Тампонирование, Упражнять в для Снегурочки ватные палочки, кисть тампонировании губкой (меховой воротник и опушка шубки). Выбор средств для изображения узора изснежинок (кисть, ватные палочки). Закрашивание силуэта. 5 «Зимний Трафарет,набрызг Продолжать осваивать лес» техникунабрызг с использованием трафарета 6 «Снегирь Рисование с Познакомить с » помощью тычка техникой рисования с помощью тычка 16 7 «Валенокдеда мороза» Итого Нетрад иционн ые техники изобра жения «Зимние фантаз ии» Итого Оттиск печатками пробкой, Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. 8 Коллективная Гофрированная бумага, Знакомить сновым видом работа ватныепалочки, печатки техникиизображения с «Гирлянда из помощью гофрированной елочек» бумаги, совместная работа. 8 занятий в месяц Январь 1 «Новогодний Рисование помокрой Знакомить с новой салют» бумаге техникой, развивать Творчество и воображение 2 «Волшебные Кляксография с Развивать образное узоры» нитками мышление, закреплять умение работать в технике кляксография. 3 «Узоры Свеча, граттаж Знакомить с новой деда Мороза» техникой граттаж. 4 «Снеговик во Мятая картина Совершенствовать дворе» умения работать в данной технике. 5 «Мое любимое Рисование солью Развивать воображениеи клубничное, творчество. ванильное мороженое» 6 «Зимние Печать поролоном фантазии» 7 Рисование на Любая Закреплять умения свободную тему вработе с про Зиму нетрадиционными техниками изобразительного искусства 7 занятий в месяц Февраль 17 Нетрад иционн ые техники изобра жения «Мои любим ые….» 1 «Любимые герои сказок» Пластилинография 2 «Моялюбимая игрушка» Пластилинография 3 «Нашдруг светофор» Пластилинография 4 «Чудо-домик» Пластилинография 5 «Самолет» Занятие 1 6 «Самолет» Занятие 2 Отделять маленькие кусочки пластилина и наноситьих на основу мазками. Отрабатывать умение катать тонкие «жгутики» и маленькие шарики, приклеивать их на основу, передавая форму предмета. Учить детей создавать изображениесветофора, прикрепляядруг под другом на равном расстоянии готовую форму. Развивать глазомер, координациюв системе ”глаз-рука”. Приучать детей к усидчивости и аккуратности. Осваивать приемы: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов. Развивать удетей творческое воображение. Развиватьумение создавать домик в технике «пластилинографии» Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному Выбор цветов пластилина, развивать творческие способности, внимание,фантазию, общую имелкую 18 7 «Розы для мамы»Занятие 1 моторику; воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении. 8 «Розы для мамы»Занятие 2 Итого Рисова ние песком «Весен нее настро ение» 8 занятий в месяц Март 1 «Великолепные Рисованиепеском Продолжать знакомить линии, детей с интересные техникой рисования фигуры» песком. Правила работы с песком. 2 «Ножки бежали Рисованиепеском Закрепить умение подорожке» рисовать кулачками. Снятиенапряжение рук. 3 «Маминдень» Рисованиепеском Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учитьнаносить ритмично иравномерно различныелинии (прямые,извилистые, длинные,короткие) Закрепитьумение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук. 4 «Где прячется Рисование песком Закрепить умение солнышко» равномерно наносить песок изображая солнышко. Снятие напряжение рук. 5 «Набежали тучки» Рисованиепеском Продолжать рисовать всей ладоньюи пальцами обеих рук.Наносить штрихи илинии, ритмичными и плавными движениями. 19 6 «Забавные ладошки» Рисованиепеском 7 «Избушка полянке» на Рисованиепеском 8 «Весеннее настроение» Итого Рисова ние песком «Мир моих фантаз ий» Рисованиепеском Дать детям понятие о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. 8 занятий в месяц Апрель 1 «Моя любимая Рисованиепеском Продолжать знакомить с игрушка…» нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком, пальцами, всей ладонью. Учитьнаносить равномерноразличные линии (прямые, извилистые,длинные, короткие). 2 «Мое любимое Рисованиепеском Учить передавать время года» рисунке целостный образ. Закрепить умение равномерно наносить песок Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию. Продолжать знакомить с временами года. Развивать чувство радости, успеха 20 3 «Березка» Рисование песком 4 «Узоры в круге» 5 «На другой планете..» 6 «Цветочек» Рисование песком Рисование песком Рисование песком Рисование песком Рисованиепеском 7 «Веселый зоопарк» 8 «Мой мир» Итого Рисова ние цветны м песком «Радугадуга» Рисовать пальчиками. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку. Рисовать с помощью скребков, щеток, трубочек, декоративных украшений, массажного мячика, природный материал. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать способность работать парами. Развивать фантазию, интерес. 8 занятий в месяц Май 1 «Радуга над Рисование цветным Продолжать знакомиться городом» песком с техникойрисования песком. Особенности цветного песка. 2 «Цветные Рисование Закреплять навык узоры» цветным песком рисования завитков 3 «Цирк» Рисование Развиватьвоображение, цветным песком гармоничное сочетание линий, цвета и тени. 4 «Ковер из Рисование цветным Продолжать рисовать с цветов» песком помощьюдекоративного материала, игрушки. 5 «Мир Рисование Продолжать рисовать с насекомых» цветным песком помощью трафаретов 6 «Мир домашних Рисование цветным животных» песком 21 7 «Игры песке» на Рисование цветным песком 8 «Рисую хочу» что Рисование цветным песком Итого Итого Рисование-игра с использованием мелких игрушек Рисовать, используя разныетехники изображения песком. 8 занятий в месяц 64 занятия в год Календарно-тематический план подготовительная к школе группа (6-7 лет) Разде л № п Тема занятий Нетрадиционные техники, материалы Программные задачи \п 1 Аппликац ия «Золотая осень» 2 3 1 «Ваза с цветами» 2 «Грибочки» 3 «Ягодкаарбуз» Занятие 1 4 Октябрь Засушенные осенние листики, цветы, цветная бумага Аппликация из крупы Аппликация из салфеток 4 «Ягодка – Аппликация из арбуз» салфеток Занятие 2 5 Осенний листопад. Аппликация на пенопласте. 5 Освоить приемы работы с засушенными растениями. Продолжать знакомить с нетрадиционными способами в аппликации. Учить скатывать салфетки пальчиками, развивать мелкую моторику, усидчивость. Продолжать работать в данной технике Знакомить детей с японской техникой аппликации. Обучить работе с текстильными материалами, фурнитурой; - обучить безопасной работе с инструментами и приспособлениями. 22 6 «Ветка рябины» Ниткография 7 «Совушкасова» Аппликация из фетра 8 Коллективн ая работа «тропинка в лесу» Занятие 1 Аппликация из природного материала в технике Коллаж (крупа, колосья) 9 Коллективн ая работа «тропинка в лесу» Занятие 2 Аппликация из природного материала в технике Коллаж (крупа, колосья) Итого Лепка «Что нам осень подарила» Продолжаем знакомить детей с нетрадиционной Техникойниткография. Развиватьтворчество, фантазию. Воспитывать любовь к природе, интерес к природным явлениям, эмоциональную отзывчивость. Продолжить знакомить детей с фетром, его особенностями. Познакомить детейс техникой Коллаж, развитие мелкой моторики, пространственного воображения. Учить работать в коллективе, доделывать работу до конца 9 занятий в месяц 1 2 3 4 5 6 «Арбуз» магнит, занятие 1 «Арбуз» магнит, занятие 2 «Гусеница на листике» Тарелочка с цветами «Кулон для мамы» Занятие 1 «Кулон для мамы» Занятие 2 Ноябрь Тестопластика Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из соленого теста, Раскрашивание формировать у них готового изделия интерес к работе с развивать Лепка из цветного тестом; мелкую моторику. соленого теста Лепка из глины Развивать художественный вкус, Лепка из соленого терпение, аккуратность теста Раскрашивание готового изделия 23 7 «Овощи» Лепка из глины 8 Совместная работа Панно «Чудоурожай» Лепка из глины Итого Нетрадиц ионные техники изображен ия «В ожидании нового года» Закреплять знания о дарах природы. Работать коллективе в 8 занятий в месяц 1 2 3 4 5 «Белая пушинкаажурная снежинка» Декабрь Свеча+акварель Продолжать знакомство с техникой нетрадиционного рисования, резерва из свечи в сочетании с акварелью. Рисовать в данной технике снежинки. «Зимний Пейзажная Развивать лес» монотипия пространственное мышление, творчество «Новогодни Печать по трафарету, Закрепить умение й сюрприз» оттиск, ватные украшать предмет, палочки нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Морозные Раздувание капли Развивать узоры на ассоциативное стекле мышление, воспитывать желание создавать оригинальные рисунки. Граттаж «Дремлет Закрепить навыки лес под рисования в технике сказкой «граттаж» сна…» (процарапывание). Развивать умение выстраивать композицию пейзажа, передавать колорит вечернего (ночного) зимнего леса. 24 6 «Новогодня Рисование я история» тычка методом Воспитывать любовь к природе,аккуратности при работе с краской Работать в коллективе. Закреплятьтехники нетрадиционного рисования. Коллективн Любая ая работа «ХлопушкаНовогодняя игрушка» 8 «Символ Рисование методом Продолжать работать в техникетычкования. года» тычкования 7 Итого Нетрадици онные техники изображен ия «Зимние фантазии» 8 занятий в месяц 1 2 3 4 5 6 7 Итого «Мой любимый праздник – Новый год» «Зимние напевы» «Воробушк и зимой» «В волшебном еловом лесу» «Зимний лес» «Белый мишка» «Снежная семья» Январь Набрызги Развивать творчество, абстрактное мышление. Рисование по мятой бумаге Рисование по Воспитывать любовь к птицам. мокрому Граттаж, печать Совершенствовать поролоном по умение в трафарету нетрадиционных техниках изображения. Отпечаток капустным листом Воздушное напыление Любая Закреплять умения работать в нетрадиционных техниках изобразительного искусства 7 занятий в месяц Февраль 25 Нетрадиц ионные техники изображен ия «Мои любимые ….» 1 «Мои любимые герои сказок» Пластилинография 2 «Зимний вечер» Пластилинография 3 4 Продолжать формировать умение детей передавать в характерные особенности (героя сказок) посредством пластилинографии. Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа. Формировать умениесоздавать композицию на готовом эскизе; Закрепить приёмы скатывания, расплющивания; Расширять представление детей о красоте природы в вечернее время суток; Воспитывать уважительное отношение к результатам своего труда и труда сверстников. «Сердечко» Рисование цвтным Знакомить с скотчем техникойрисование «Цветок» Рисование цветным скотчем, совершенствовать скотчем, глазомер, пластилинографии цветовосприятие, 26 «Галстук для папы» Занятие1 6 «Галстук для папы» Занятие2 7 «Украшени е для мамы» Занятие 1 8 «Украшени е для мамы» Занятие 2 5 Итого Рисование песком «Весеннее настроени е» Пластилинография Пластилинография Пластилинография Пластилинография эстетический вкус. Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина. Развивать творческие способности, внимание, фантазию, общую и мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении. 8 занятий в месяц 1 «Магия песка» «Чудеса моих ладошек» 3 «Торт на праздник Маме» 2 Март Рисование песком Рисование песком Рисование песком Знакомить с правилами работы с песком. Создание положительного эмоционального настроя, развитие мелкоймоторики руки, речи,воображения. Знакомство со свойствами песка, развитие тактильной чувствительности. Основные приемы работы с песком. Рисовать ладошками, пальчиками. Продолжать знакомиться с нетрадиционной 27 4 «Солнце и луна» Рисование песком 5 «Тучки, дождик» Рисование песком 6 «Дорожка к дому» Рисование песком 7 «День ночь» и Рисование песком 8 «Мы рисуем, что хотим» Рисование песком изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Закрепить умение равномерно наносить песок. Использование декоративных элементов. Закрепитьумение равномерно наносить песок изображая солнышко, луну, различные по величинеи форме предметы. Снятие напряжение рук. Продолжать рисовать всей ладоньюи пальцами обеих рук. Наносить штрихи и линии, ритмичными и плавными движениями. Дать детям понятие о свойства песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений Ознакомлять с окружающим миром, развивать мышление, речь, моторику. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать 28 фантазию, интерес. Итого Рисование песком «Мир моих фантазий» 8 занятий в месяц 1 «Времена года» Апрель Рисование песком 2 «ВеснаКрасна» Рисование песком 3 «Насекомые » Рисование песком 4 «Грамматик а в песочной стране» 5 «Птицы» 6 «Бабочка на цветке» 7 «Едем, едем в далекие края» Рисование песком Рисование песком Рисование песком Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учитьнаносить равномерно различныелинии (прямые, извилистые, длинные, короткие . Учить передавать рисунке целостный образ. Закрепить умение равномерно наносить песок Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию. Продолжать знакомить с временами года. Развивать чувство радости, успеха исовать пальчиками Упражнятьв технике рисованияпальчиками. Закрепить умение равномернонаносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку. Рисовать спомощью скребков, щеток, трубочек,декоративных украшений, массажного мячика,природный материал. Рисование песком 29 8 «Мы рисуем, что хотим» Итого Рисование цветным песком «Радугадуга» Рисование песком Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать способность работать парами. Развивать фантазию, интерес. 8 занятий в месяц Май 1 «В поисках Рисование цветным радуги» песком 2 «Мои любимые рыбки» Рисование цветным песком 3 «Праздничн ый салют» Рисование цветным песком 4 «Фруктовая корзина» 5 «Узоры на тарелке» 6 «ЦветикСемицвети» 7 «Радужное настроение» Рисование цветным песком Рисование цветным песком Рисование цветным песком Рисование цветным песком 8 Коллективно Рисование цветным е творчество песком «Жили были…» Итого 8 занятий в месяц Итог о 64 занятия в год Продолжать знакомиться с техникой рисования песком. Особенности цветного песка. Закреплять навык рисования завитков, декоративный материал, скребки, щетки. Развивать воображение, гармоничное сочетание линий, цвета и тени. Продолжить рисовать с помощьютрафаретов Развиватьвоображение, гармоничное сочетание линий, цвета и тени. Рисование-игра с использованием мелких игрушек Использовать разные техники рисования песком.Работать в коллективе. 30 2.4. Учебно-тематический план. Старший возраст (5-6 лет) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Подготовительный к школе возраст (6-7 лет) Название тем Аппликация «Золотая осень» «Разноцветный лес» «Ваза с цветами» «Улитка» «Грибочки» «Сладкий арбуз» «Ягодка-арбуз» Занятие 1 «Гриб-мухомор» «Ягодка-арбуз» Занятие 2 «Мои любимые животные» «Ветка рябины» «Зонтик» Осенний листопад. «Грозди винограда» «Совушка-сова» Коллективная работа Коллективная работа «Тропинка в лесу» «Пицца» Занятие 1 Занятие1 Коллективная работа «Пицца» Коллективная работа «Тропинка в лесу» Занятие 2 Занятие2 Лепка «Что нам осень подарила» «Ежик» «Арбуз» занятие 1 «Ветка рябины» «Арбуз» занятие 2 «Кленовый лист» «Гусеница на листике» «Тарелочка» Тарелочка с цветами «Букет цветовмамы» Занятие 1 «Кулон длямамы» Занятие 1 «Букет цветовмамы» Занятие 2 «Кулон для мамы» Занятие 2 «Бараночки-крендельки» «Овощи» Совместная работа Совместная работа Панно «Чудо-урожай» «Хлеб всему голова» Нетрадиционные техники изображения «В ожидании нового года» «Первый снег» «Белая пушинка- ажурная снежинка» «Ёлочки зелёныевстали в хоровод» «Зимний лес» «Кружатся снежинкив воздухе «Новогодний сюрприз» морозном…» Красивая шубка дляСнегурочки Морозные узоры настекле «Зимний лес» «Дремлет лес подсказкой сна…» «Снегирь» «Новогодняя история» «Валенок деда мороза» Коллективная работа «Хлопушка-Новогодняя игрушка» Коллективная работа «Гирлянда из «Символ года» елочек» Нетрадиционные техники изображения «Зимние фантазии» «Новогодний салют» «Мой любимый праздник Новый год» «Волшебные узоры» «Зимние напевы» «Узоры дедаМороза» «Воробушки зимой» 31 29. «Снеговик во дворе» «В волшебном еловомлесу» 30. «Мое любимое клубничное, «Зимний лес» ванильное…мороженое» 31. «Зимние фантазии» «Белый мишка» 32. Рисование насвободную тему про «Снежная семья» Зиму Пластилинография «Мои любимые…» 33. «Любимые герои сказок» «Мои любимые герои сказок» 34. «Моя любимая игрушка» «Зимний вечер» 35. «Наш друг светофор» «Сердечко» 36. «Чудо-домик» «Цветок» 37. «Самолет» Занятие 1 «Галстук для папы»Занятие1 38. «Самолет» Занятие 2 «Галстук для папы»Занятие2 39. «Розы для мамы»Занятие 1 «Украшение длямамы» Занятие 1 40. «Розы для мамы»Занятие 2 «Украшение длямамы» Занятие 2 Рисование песком «Весеннее настроение» 41. «Великолепные линии, интересные «Магия песка» фигуры» 42. «Ножки бежали подорожке» «Чудеса моихладошек» 43. «Мамин день» «Торт на праздникМаме» 44. «Где прячетсясолнышко» «Солнце и луна» 45. «Набежали тучки» «Тучки, дождик» 46. «Забавные ладошки» «Дорожка к дому» 47. «Избушка на полянке» «День и ночь» 48. «Весеннеенастроение» «Мы рисуем, чтохотим» Рисование песком «Мир моих фантазий» 49. «Моя любимаяигрушка…» «Времена года» 50. «Мое любимое времягода» «Весна - красна» 51. «Березка» «Насекомые» 52. «Узоры в круге» «Грамматика в песочной стране» 53. «На другой планете.» «Птицы» 54. «Цветочек» «Бабочка на цветке» 55. «Веселый зоопарк» «Едем, едем в далекиекрая» 56. «Мой мир» «Мы рисуем, чтохотим» Рисование песком «Радуга-дуга» 57. «Радуга над городом» «В поисках радуги» 58. «Цветные узоры» «Мои любимыерыбки» 59. «Цирк» «Праздничный салют» 60. «Ковер из цветов» «Фруктовая корзина» 61. «Мир насекомых» «Узоры на тарелке» 62. «Мир домашнихживотных» «Цветик-Семицветик» 63. «Игры на песке» «Радужноенастроение» 64. «Рисую что хочу» Коллективное творчество «Жили были…» 32 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по программе «Разноцветный мир». Организуя занятия по лепке, аппликации, нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, выделяются новые средства выразительности. Работа группы «Разноцветный мир» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно- творческих способностей. Материально-техническое обеспечение: 1. Занятия проводятся в групповом помещении, в наличии столы и стулья для детей в соответствии с ростом дошкольников, шкафы и стеллажи для хранения дидактических, наглядных пособий и учебных материалов. 2. 6 столов для воспитанников, 23 детских стула 3. Демонстрационная магнитная доска, мольберт 4. Шкафы для хранения дидактических и методических пособий 5. Дидактические пособия: (наборы сюжетных картинок, наглядные пособия,) 6. Краски (гуашь 12 цветов, акварель 18,24 цвета) 7. Кисти (для рисования (Пони, Нейлон №8,5,3,1), щетина №10, 6, 3) 8. Бумага (цветная, тонированная, для акварели, картон, крепированная, салфетки обычные (большие и маленькие)) 9. Клей (ПВА, карандаш) 10. Цветные карандаши, простые карандаши; 11. Восковые мелки, свеча; 12. Пластилин; 13. Глина, соленое тесто; 14. Ножницы; 15. Стаканы-непроливайки; 16. Одноразовые тарелки (картонные и пластиковые); 17. Ватные палочки, ватные диски (вата); 18. Поролоновые штампы (поролоновые губки) 19. Шерстяные нитки (черные, белые, зеленые, желтые, красные, синие, оранжевые) 20. Ткань (хлопчатобумажная, фетр, бархат.) 21. Миниатюрные игрушки; 22. Природный материал (листья, цветы, ракушки, камушки, крупа, колосья, шишки, семена); 23. Бросовый материал (крышки, втулки); 24. Коктейльные трубочки; 25. Трафареты, формочки, пуговицы, скалка; 26. Магнитофон (Музыкальный центр). 33 27. Фломастеры 28. Фартуки для детей 29. Проектор 30. Аудиоколонки 31. Ноутбук 32. Интерактивная доска 34 3.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию программы 1. Гусева И. «Соленое тесто». Москва. Мой мир. 2006. 2. О. А. Гильмутдинова. Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 74с. 3. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. СПб.1998 4. Дубровская Н.В. Центр творчества. Парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников. Детсво-пресс,2017 5. Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию. Для дошкольников. Нетрадиционные техники. М: ООО «Издательство «СКРИПТОРИЙ 2003», 2014. 6. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – Текст /ЗейцМариеллаМ.:ИНТ,2010-112с.; 7. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники рисования. Конспекты занятий. М: ТЦ «Сфера», 2005 8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М: Мозаика-Синтез, 2005 9. Комарова Т.С.Развитие художественных способностей дошкольников. Монография.-М.: Мозаика-Синтез, 2014. -144с. 10. .Комарова Т.С.Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. –М.:Мозаика-Синтез,2015.-160с. 11. Лебедева Г.А. Пластилиновая картина.: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Мозаика-Синтез, 2011. 12. Лыкова И.А.,Грушина Л.В. Мы за чаем не скучаем. Лепим подарки из соленого теста. ИД Цветной мир, 2012 13. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов. Москва. Мой мир. 2006. 14. А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. – М. : Айрис-пресс, 2008 –32с. 15. Цвитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. ДОУ. М: ООО «ТЦ Сфера», 2011 16. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. М: ООО «ТЦ Сфера», 2010. 17. Штанько И.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. Методическое пособие. 35 3.3. Расписание занятий группы «Разноцветный мир»Расписание занятий в групповом помещении № 3 на 2022-2023 учебный год Дни недели и время Группа Понедельник Среда Старшая группа 15:30 -15:55 15:30 -15:55 16:00-16:30 16:00-16:30 Подготовительная группа 36